Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вход в Новую Третьяковку в Москве будет закрыт для посещения до 18:00 7 декабря
Армия
Белоусов заявил о продвижении ВС России на купянском направлении
Политика
В Кремле заявили о соответствии стратегии нацбезопасности США видению России
Мир
Вулкан Килауэа на Гавайях выпустил фонтан лавы высотой около 370 м
Общество
Налоговая закрыла одну из принадлежащих Филиппу Киркорову компаний
Общество
Аналитики назвали города-лидеры по тратам жителей на кофе
Мир
Макрон пригрозил Китаю пошлинами от ЕС из-за торговых разногласий
Общество
Адвокат рассказала об ожиданиях Лурье от ВС РФ по сделке с квартирой Долиной
Общество
Режиссер Вячеслав Криштофович умер в возрасте 78 лет
Мир
Ушаков рассказал об отличиях текущей администрации США от предыдущей
Спорт
Петр Ян победил Двалишвили и вернул титул UFC. 5 фактов о российском спортсмене
Армия
Стало известно о конфликтах в рядах ВСУ из-за попыток боевиков покинуть позиции
Общество
Потребление алкоголя в России сократилось до минимума за почти 30 лет
Мир
МВД Бенина объявило о восстановлении порядка после попытки переворота
Мир
В Голливуде выразили тревогу из-за возможных увольнений после покупки Warner Bros.
Мир
Рябков призвал США к сдержанности в отношении Венесуэлы
Мир
Ушаков рассказал об усилиях Уиткоффа и Кушнера в переговорах с Россией по Украине

Анна Каренина попала под поезд братьев Люмьер

В спектакле хабаровского ТЮЗа роман Толстого прочитан на грани мистической медитации
0
Анна Каренина попала под поезд братьев Люмьер
Фото: Наталья Ивацик
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пусть читателей не смущает, что «Анна Каренина» поставлена в Театре юного зрителя. Несмотря на маркировку хабаровского спектакля «16+», автора текста Клима и режиссера Бориса Павловича сложно упрекнуть в адаптации Толстого для школьников. Это взрослый спектакль. 

Клим написал целый том комментариев к «Анне Карениной» чуть ли не в том же экспрессивно-аналитическом стиле, в котором сам Толстой подводил итоги «Войны и мира». Великий роман XIX века для режиссера — вселенная, в которой можно кропотливо изучать каждую деталь, раз за разом обнаруживая новый смысл. 

На почве увлечения Толстым Клим входит в состояние мистической медитации, останавливая время и отменяя место действия. Встреча Анны Карениной и Вронского описывается четырежды — сначала это люди, столкнувшиеся на станции, затем судьбы, потом мужское и женское начало, а в четвертом описании Каренина смотрит на своего будущего возлюбленного, словно Богоматерь на Иисуса (в этот момент в зале кто-то тихо всхлипывает «Господи!»). 

Вместо кулис — зеркальные стены, на сцене — зазеркалье, где много Анн и несколько Карениных, где Вронский вдруг становится Священником, который исповедует усомнившегося в своей вере Левина. Актеры меняются ролями, а их герои тают в отражениях, чтобы в какой-то момент превратиться в хор. Выстроившись в ряд, они поют Across the Universe, указывая на нерушимость законов мироздания. Nothing’s gonna change my world — звучит роковое предостережение словами песни «Битлз».

Анна Каренина попала под поезд братьев ЛюмьерИгра света добавляет небольшому пространству многомерность. С помощью фонариков, софитов и призрачных проекций, которые возникают на трех полупрозрачных занавесах, сценическая конфигурация меняется раз пятнадцать. Новая «картина» — и другие действующие лица, фон, свет и тень. Неизменно только ощущение неминуемой смерти.

Анна умирает не на сцене. Чтобы показать смерть, не нужно демонстрировать тело, считает Клим. Героиня вспоминает пережитое и спрашивает — почему всё вышло именно так? В ответ грохочет стук колес. 

Анна Каренина попала под поезд братьев Люмьер«Анна и Вронский остались одни. Не вдвоем, а именно одни» — так описывает Клим взаимоотношения возлюбленных. Модель мира, которую выстраивает режиссер на сцене, не предполагает прямого контакта — герои обращаются друг к другу, но при этом смотрят в зал. Трагедия — невозможность идеальной любви — возникает от тотального одиночества.

Клим неоднократно, практически в каждом акте, напоминает о разнице между театром и кино. Символическое прибытие поезда, которым начинается и заканчивается история Анны, рифмуется с документальным фильмом братьев Люмьер. Ходит легенда, будто на зрителей первого синематографа он оказал огромное впечатление. Хабаровскому ТЮЗу для столь же сильного воздействия оказалось достаточно текста и актеров.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир