Судана тень: Хартум фиксирует участие украинских боевиков в боях за Эль-Фашер
Судан обратился в Совет Безопасности ООН с официальной жалобой на участие иностранных наемников в рядах Сил быстрого реагирования. Об этом «Известиям» рассказал посол республики в России Мухаммед Сиррадж. Дипломат добавил, что финансирование, планирование и содействие их переброске обеспечивали ОАЭ, а среди боевиков в Эль-Фашере были в том числе украинские наемники. Объединенные Арабские Эмираты, однако, отрицают свою причастность к происходящему. Между тем международные структуры фиксируют новые признаки преступлений, включая возможные казни мирных жителей и массовые захоронения.
Иностранные наемники в рядах СБР
Судан направил в Совет Безопасности ООН официальную жалобу из-за участия иностранных наемников в рядах Сил быстрого реагирования (СБР). Об этом «Известиям» сообщил посол Судана в России Мухаммед Сиррадж. По его словам, финансирование, планирование и содействие переброске боевиков обеспечивали ОАЭ, а среди участников недавних боев в Эль-Фашере (столица штата Северный Дарфур) были, в частности, и украинские наемники.
— Мы направили официальную жалобу в Совбез ООН в связи с присутствием наемников в рядах СБР при финансировании, планировании и содействии со стороны ОАЭ. Большинство сил, которые воюют на стороне СБР, — это наемники. Мятежники использовали их и во время атаки на Эль-Фашер. Наемники приезжали не только из соседних стран, но и из дальних, из Колумбии и Украины. Они находились в Эль-Фашере и воевали в рядах мятежников, — заявил «Известиям» посол.
Атака на Эль-Фашер стала одним из наиболее тяжелых эпизодов нынешнего этапа конфликта. 26 октября СБР заявили о захвате штаба армии в городе — крупнейшего опорного пункта правительственных сил в Северном Дарфуре. Через два дня глава суверенного совета и командующий армией Абдель Фаттах аль-Бурхан объявил о выводе подразделений. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Эль-Фашере могут оставаться до 260 тыс. человек, при этом, по оценкам ЮНИСЕФ, из-за блокады около 130 тыс. детей страдают от голода.
После перехода города под контроль СБР ситуация стремительно ухудшилась. Международная организация по миграции сообщила, что только с 26 по 29 октября район покинуло не менее 62 тыс. человек. Жители и медики говорят о произвольных казнях, обысках и нападениях на больницы. Суданские врачи утверждают, что мятежники убили более 2,3 тыс. человек, включая пациентов больниц. В соцсетях распространяются многочисленные видеозаписи, на которых боевики СБР расстреливают безоружных граждан. Глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус выразил глубокую обеспокоенность происходящим.
28 октября ученые Йельского центра по изучению биоразнообразия проанализировали спутниковые снимки в Эль-Фашере. На изображениях эксперты зафиксировали скопления объектов, напоминающих тела, а также красноватые пятна на земле. По мнению специалистов, эти признаки соответствуют сообщениям о том, что бойцы СБР обходили дома и убивали десятки мирных жителей. До захвата района силами СБР подобных объектов и следов насилия на спутниковых снимках не наблюдалось.
Для сокрытия преступлений в Эль-Фашере уже начались захоронения в массовых могилах. Представители СБР собирают тела погибших по всему городу, сообщила Al-Jazeera. Представители ООН также предупреждают, что тысячи мирных жителей остаются заблокированными в городе без продовольствия, воды и медицинской помощи. Существующая ситуация делает доставку гуманитарной помощи практически невозможной.
После свержения в 2019 году президента Омара аль-Башира, руководившего Суданом почти три десятилетия, в стране начался процесс перестройки системы безопасности. При Башире командующий армией и глава СБР подчинялись непосредственно ему, однако после переворота переходные власти инициировали реформу, предполагающую включение Сил быстрого реагирования в состав национальных вооруженных сил. Намерение кабинета Абдель Фаттаха аль-Бурхана полностью интегрировать СБР вызвало сопротивление внутри этого формирования, опасавшегося утраты автономии. На фоне нарастающих противоречий в апреле 2023 года в стране развернулись масштабные вооруженные столкновения между СБР и регулярной армией.
США продолжают работу над перемирием
Эскалация в Дарфуре произошла вскоре после встречи «квартета» по Судану — США, Саудовской Аравии, Египта и ОАЭ — в Вашингтоне. Там обсуждались способы достижения трехмесячного перемирия. Ранее, в сентябре, «квартет» предлагал план по прекращению огня и переходу к девятимесячному этапу формирования гражданского правительства.
Однако, несмотря на дипломатические усилия, боевые действия продолжились. Сейчас СБР контролируют территорию Дарфура и значительную часть Кордофана, а в июле 2025 года объявили о создании параллельного коалиционного правительства. Суданская армия сохранила контроль над восточными районами страны и в конце марта 2025-го вновь взяла под управление Хартум и прилегающие территории.
По словам востоковеда Леонида Цуканова, потеря Эль-Фашера создает для Хартума риск утраты влияния центральных властей в западной части страны и осложняет переброску подкреплений и снабжения в зоне боев. При этом, как пояснил «Известиям» специалист, говорить о полном переходе инициативы к Силам быстрого реагирования пока преждевременно. Армия сохраняет преимущества на других направлениях и располагает более серьезным техническим ресурсом, что ограничивает возможности СБР по дальнейшему расширению подконтрольных территорий.
У правительственных сил существенно осложнилась логистика, что в сочетании с усилением присутствия СБР в воздухе — в том числе за счет активного применения FPV-дронов — заметно ослабило позиции центрального правительства, отметил Леонид Цуканов.
— Потеря главного бастиона в Дарфуре, за который шли бои более 18 месяцев, стала серьезным ударом по боевому духу правительственных частей и местных лоялистов, — отметил эксперт.
Он добавил, что отказ руководства СБР от предложения США о введении «гуманитарной паузы» и одновременное усиление натиска делает маловероятным быстрый возврат утерянных позиций и восстановление контроля в регионе.
Международная среда вокруг конфликта остается крайне сложной. ОАЭ отрицают обвинения в оказании прямой поддержки СБР. При этом, по сообщениям СМИ, иностранные наемники могли быть привлечены через частные компании, связанные с эмиратскими структурами.
США продолжают попытки добиться гуманитарной паузы. Вашингтон на протяжении десяти дней работал с обеими сторонами над согласованием трехмесячного перемирия, за которым должен был последовать девятимесячный политический процесс, передает агентство Associated Press со ссылкой на американского спецпосланника. Однако армия Судана отвергла предложение и объявила о мобилизации граждан для борьбы с СБР, захватившими западные территории страны, передает Bloomberg.
Москва заявила о серьезной обеспокоенности сообщениями о масштабных нарушениях прав человека в Эль-Фашере, оказавшемся под контролем СБР. В заявлении МИД России отмечается, что поступающая из региона информация вызывает тревогу и требует от сторон конфликта безотлагательных мер по обеспечению безопасности мирных жителей.
Важным направлением российско-суданского взаимодействия остается проект по созданию пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ на побережье Красного моря. Российская сторона подчеркивает, что его реализация способна укрепить региональную стабильность и создать дополнительные условия для экономического развития. Ранее бывший глава МИД Судана Али Юсеф Шариф указывал, что между Москвой и Хартумом по этому вопросу достигнуто полное взаимопонимание.