Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МИД Венгрии назвал ошибкой ЕС считать сотрудничество с Китаем угрозой
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Политика
Политолог указал на попытки руководства Молдавии «задушить» демократию в стране
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Недвижимость
Цена квадратного метра в новостройках премиум-класса в Москве выросла на 28%
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Петербургский Музей Фаберже показывает Сальвадора Дали

В Северной столице открылась ретроспектива великого сюрреалиста
0
Петербургский Музей Фаберже показывает Сальвадора Дали
Фото: ТАСС/Сергей Коньков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В петербургском Музее Фаберже открылась ретроспектива одного из знаковых персонажей XX века — Сальвадора Дали. Картины, которые еще не видели в России, представляют Дали в необычном ракурсе: не как потрясателя основ и великого провокатора, но как глубокого художника, в XX веке продолжившего традиции Ренессанса.

Полторы сотни живописных и графических работ предоставлены в основном фондом «Гала — Сальвадор Дали», который был основан самим художником, и прибыли в Северную столицу из Театра-музея Дали в Фигерасе. Ряд работ прибыл из лондонской галереи «Тейт Модерн» и собраний коллекционеров. Так, частной собственностью являются две прелюбопытные живописные вещицы: «Костюм для обнаженной с хвостом трески» (1941), по мотивам не поставленного из-за войны балета «Безумный Тристан», и «Женщина с бабочкой» (1958), реклама транквилизатора, выполненная по заказу фармацевтической компании.

Здесь также несколько ранних сюрреалистических пейзажей 1930-х; иллюстрации 1940-х к «Жизни Бенвенуто Челлини» и 1950–1960-х — к «Божественной комедии» Данте. Есть и поздние вариации на произведения Микеланджело, некоторые из этих работ отмечены 1982 годом, когда умерла Гала — главная, по его собственному признанию, женщина в жизни Дали.

Кураторы стремились представить диалог Дали с великими художниками. В пейзажах очевидно влияние метафизика Джорджо де Кирико: на одном из них Дали изобразил своего кумира Вермеера за мольбертом и себя — мальчика, которому еще предстоит постичь неведомые миры. Но главная цель выставки — выразить восторг мастера перед титанами Возрождения.

Отдельные иллюстрации к Данте свидетельствуют, что Дали вдохновлялся графикой Леонардо. Представлено множество изображений оригинально увиденного Микеланджело — чаще всего это «Пьета» и фигуры гробницы Медичи. Выделяется картина «Скорчившийся мальчик» — скульптура с аналогичным названием хранится в Эрмитаже, и это вписывает выставку в пространство города.

И, конечно, экспозиция по-своему резонирует с роскошным Шуваловским дворцом, где размещается Музей Фаберже. На первый взгляд, художнику такого склада более подошло бы пространство смелое, фантазийное, кричащее. Но на самом деле парадные залы петербургского особняка с их барельефами, росписями и лепниной как нельзя лучше отвечают традиционалистскому посылу экспозиции.

— Мне кажется, работы Дали очень вписались в эти интерьеры, — сказал «Известиям» Томас Клемент Соломон, один из кураторов выставки. — Да и самому художнику нравилось экспонировать свои работы в исторических дворцах, например в Палаццо Реале в Милане или Палаццо Паллавичини в Риме.

Правда, для дворцового пространства картины Дали весьма нетипично освещены: резко выхваченные лучами в полумраке, они словно светятся изнутри, как будто написаны фосфоресцирующими красками. Выглядит эффектно, но подписи к картинам неудобно читать в темноте, на что жалуются многие пожилые люди.

В отдельном зале показывают завораживающий фильм-путешествие по Театру-музею Дали. Жаль, что петербуржцы не видят таких сокровищ из Фигераса, как «Атомная Леда» или «Корзинка с хлебом». Но и прибывшие экспонаты — хотя и куда более скромного значения — заставляют по-новому взглянуть на художника. Например, сопоставить его автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали» с «Жизнью Бенвенуто Челлини» и за внешней скандальностью увидеть развитие ренессансного литературного жанра.

В век, прошедший под девизом «Бог умер», великий сюрреалист исследовал людей как средоточие мироздания. «Сотворение» человека, его телесность, подсознание, смерть были для Дали высшей тайной. На выставке это ощущается. А сам художник говорит с экрана: «Только через глубочайшее осознание традиции можно прийти к современному искусству».


Прямой эфир