Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Боррель заявил об исходе конфликта на Украине в ближайшие месяцы
Спорт
Путин поручил определиться с условиями участия россиян в Олимпиаде в Париже
Общество
В Москве выпало 2 мм осадков за сутки
Происшествия
Ракетная опасность объявлена в Белгороде и Белгородском районе
Мир
Лукашенко указал на отсутствие планов по слиянию России и Белоруссии
Мир
Власти Киева сообщили о взрывах в Киевской области
Экономика
В Единой биометрической системе зарегистрировался 1 млн россиян
Мир
Военный эксперт заявил об осознании Западом невозможности победы Украины
Мир
Минобороны Украины заявило о задержках половины поставок западного оружия
Армия
Группировка войск «Центр» заняла более выгодные рубежи на авдеевском направлении
Политика
В регионах РФ началось досрочное голосование на выборах президента
Происшествия
Кировский район Донецка попал под обстрел
Происшествия
Средства ПВО РФ уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Мир
Зеленский заявил об отсутствии возможности использовать западное оружие против РФ
Армия
На линии фронта под Авдеевкой впервые заметили танки Abrams

Феерический «Тони Эрдманн»

Фильм режиссера Марен Аде посвящен гуманистической миссии розыгрыша
0
Феерический «Тони Эрдманн»
Фото: Русский Репортаж
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российском прокате — один из главных европейских фильмов года, немецкая трагикомедия «Тони Эрдманн» Марен Аде о том, как вставные челюсти фокусника помогают остаться человеком.

Пенсионер Винфред (Петер Симонишек), похожий на постаревшего и погрузневшего Микеле Плачидо, больше всего на свете любит розыгрыши. Никто из родных, друзей, соседей его в этом увлечении не поддерживает. Даже родная дочь отца не понимает: сухая и скучная топ-менеджерша Инес (Сандра Хюллер) едва нашла для него пару-тройку слов, когда заехала погостить.

Чтобы исправить положение, Винфред без предупреждения отправляется в Бухарест, где дочь строит карьеру в большой транснациональной компании, но и там ему оказались не рады. Чтобы растормошить Инес и ее приземленных коллег, он надевает идиотский парик с накладной челюстью и превращается в Тони Эрдманна ― эксцентричного тренера по личностному росту.

Тем, кто не следит за фестивалями, этот фильм легко упустить из вида. В кадре нет ни одного известного актера (да и много ли сейчас известных немецких актеров, кроме Тиля Швайгера?), имя режиссера ― 40-летней Марен Аде, одной из лидеров «берлинской школы», также ничего не говорит широкому зрителю. Тем не менее это тот случай, когда идти в кино нужно обязательно.

Начать стоит с того, что немецкие фильмы редко берут на Каннский кинофестиваль. «Тони Эрдманн» смог пробраться в основной конкурс и, хотя не завоевал больших призов (только награду ФИПРЕССИ), влюбил в себя всю критику поголовно. Дальше уже пошла победная серия ― в декабре фильм выиграл пять статуэток Европейской киноакадемии, в том числе за лучший фильм и режиссуру, и получил номинацию на «Оскар».

Отчасти своим успехом фильм обязан румынскому колориту. Камера почему-то любит местную фактуру ― например, в конце 2000-х британец снял в Румынии странную драму «Каталин Варга» и отхватил приз в Берлине. Еще раньше два француза в лучших румынских традициях сделали здесь хоррор «Они», который стал заметным фильмом французской волны ужасов и открыл режиссерам путь в Голливуд. Теперь к ним добавилась немка Марен Аде.

Впрочем, эта история могла произойти где угодно, почти в любом уголке мира, где есть города, деньги и «белые воротнички». «Тони Эрдманн» ― это действительно остроумное, четко выверенное и при этом очень живое кино о том, как современный мир умных гаджетов, большого бизнеса и высокой корпоративной культуры превратил нас в бездумных роботов, живущих по скучным, раз и навсегда отлаженным алгоритмам. Мысль это не новая, но в отличие от большинства морализаторов Марен Аде не только клеймит, но и предлагает решение.

Имя этому решению ― Тони Эрдманн. Бессмысленное и бесцельное нарушение всевозможных правил и норм, которые облегчают нашу жизнь, но выхолащивают из нее весь смысл. И сам фильм ― своего рода мастер-класс по подобному карнавальному веселью. Юмор здесь совсем не киношный, а как будто из реалити-шоу про подглядывание за обычными людьми ― пополам с неловкостью. Поначалу странно, непривычно, а потом ― невозможно оторваться. Кульминационная сцена на вечеринке Инес ― вообще один из самых смешных моментов в кино последних лет.

В итоге, конечно, окажется, что условности сильнее весельчака со вставной челюстью, но это ведь только одна битва из многих. В игру, предложенную режиссером, может поиграть каждый, а значит, кому-то да повезет победить.

Прямой эфир