Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Лики византийского искусства

Третьяковская галерея демонстрирует уникальные иконы и церковную утварь X–XV веков
0
Лики византийского искусства
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После масштабной выставки Roma Aeterna, посвященной шедеврам католицизма, Третьяковская галерея представила москвичам раритеты, связанные с православной культурой. Несмотря на скромное количество экспонатов из греческих музеев и частных собраний, проект «Шедевры Византии» — одно из главных событий выставочного сезона. 

В общей сложности на выставке представлено 12 икон (четыре из которых — двусторонние), а также шесть предметов церковной утвари. Самый древний экспонат — процессионный крест X века. Изделие из серебра притягивает взор своим аскетизмом: ни драгоценных камней, ни броских декоративных элементов здесь нет. Но внимательный зритель заметит миниатюрные лики Христа и святых, выгравированные на перекладинах.

Лики византийского искусства

— Серебряный крест уникален, — рассказала «Известиям» куратор выставки Елена Саенкова. — Это ранний памятник. Изображения таких крестов сохранились в лицевых рукописях, но реальных аналогов в наших собраниях нет. Несмотря на многолетнее использование в богослужениях, в том числе в освящении воды, он прекрасно сохранился. Разве что немного сошла позолота.

На обратной стороне креста тоже есть гравировка, отличная от лицевой. Чтобы посетители могли ее рассмотреть, в витрине за экспонатом установлено зеркало. В свою очередь, для двусторонних икон Третьяковская галерея подготовила специальные постаменты без перегородок, позволяющие увидеть оба образа.

Самая необычная икона датируется XIII веком. Ее уникальность — в сочетании плоского изображения великомучениц Марины и Ирины на одной стороне и рельефного резного образа великомученика Георгия — на другой. Выступающая над поверхностью доски фигура Георгия со щитом окружена клеймами с жития святого.

Лики византийского искусства​​​​​​​

Еще одна «двойная» икона (конца XIV века) представляет Богоматерь с младенцем и процветший крест. Если образ Богородицы — традиционно один из самых любимых и почитаемых, то символ животворящего распятия в качестве единственного сюжета встречается куда реже. И здесь он производит впечатление даже на людей, далеких от религии: лаконичное ярко-бордовое изображение как будто проступает из глубины веков.

Дополняют экспозицию два рукописных кодекса, две кадильницы и шелковый покров для священных сосудов. Серебряными и золотыми нитями на нем вышита евангельская сцена «Раздаяние вина». Посетители могут оценить не только претворение иконографических канонов в необычной технике, но и ткацкое мастерство.

«Шедевры Византии» — финальное мероприятие в рамках перекрестного Года России и Греции. Ранее Третьяковская галерея отправляла в Грецию работу Андрея Рублева и устраивала в Афинах выставку «Русская икона после падения Константинополя». Теперь же южные коллеги сделали ответный жест, который удачно совпал с завершающей фазой работы Roma Aeterna. Шедевры первого и второго Рима, представляющие две ветви христианства, соединились в Риме третьем.

Прямой эфир