Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила о риске ЕС упустить выгоду из-за медленного снижения тарифов США
Мир
В Еврокомиссии прокомментировали будущее финансирование Украины на фоне скандалов
Мир
Фицо отменил обращение по случаю Дня борьбы за свободу из-за болезни
Мир
В Европарламенте заявили о планах отправить специалистов на Украину из-за коррупции
Происшествия
Город Горловка в ДНР полностью обесточен
Армия
Гвардии старший сержант Вдовин спас двух раненых военнослужащих в зоне СВО
Общество
В ЛДПР предлагают расширить семейную ипотеку на вторичное жилье
Мир
В парламенте Болгарии заявили о подготовке к захвату активов «Лукойла»
Армия
Силы ПВО за три часа сбили 31 украинский дрон над регионами России
Мир
Орбан выступил против присоединения Закарпатья к Венгрии
Мир
ХАМАС отвергло план по размещению иностранных военнослужащих в Газе
Спорт
Российские гимнастки завоевали четыре золота на турнире в Тбилиси
Мир
Лавров назвал Нюрнбергский процесс фундаментом современного международного права
Общество
СК показал кадры c места обнаружения тела ребенка в Подмосковье
Общество
Суд отказал бывшему замглавы Росприроднадзора Митволю в смягчении наказания
Общество
Найденного мертвым на востоке Москвы мальчика убил сожитель матери
Мир
Черногория отправит своих военных на Украину для обучения ВСУ

Портрет не при параде

ВДНХ представила эпоху в лицах
0
Портрет не при параде
Фото: Александр Мурашкин/предоставлено агентством Art PR
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Непарадный портрет. Искусство XX века» — так называется экспозиция, организованная ВДНХ и развернутая в павильоне «Зерно». Более сотни портретов, в том числе авторства таких мастеров, как Бакст, Фальк, Серебрякова, Зверев. Подавляющее большинство работ происходит из частных коллекций, поэтому широкой публике они неизвестны. Для ценителей искусства это более чем весомые аргументы в пользу посещения экспозиции. 

Работы выстроены хронологически. От «Мира искусства» и авангарда 1910–1920-х годов  — к неформальному искусству середины века, а далее — к нонкомформистам «оттепели» и концептуалистам «застоя». Отдельными вещами представлен соцреализм, но вождей и оптимистических рабочих мы здесь не увидим. Авторы постарались пунктирно наметить историю жанра с акцентом на образы, идущие вразрез или по крайней мере не в ногу с доминировавшей эстетикой.

При всей убедительности и привлекательности концепции логика в чередовании работ просматривается не сразу. Зритель, привлеченный громкими именами, может испытать разочарование.

Так, Лев Бакст представлен небольшим и довольно невзрачным акварельным портретом Иды Рубинштейн, написанным в 1918 году. Михаил Врубель и Филипп Малявин — и вовсе крошечными карандашными набросками. А ведь именно эти художники произвели революцию в жанре и в лучших своих работах предложили новаторский подход к изображению человека. Достаточно вспомнить «Портрет Зинаиды Гиппиус» Бакста, «Царевну-лебедь» Врубеля и малявинских крестьянок.

Портрет не при параде










Не менее обидно за одного из величайших портретистов второй половины XX века — Анатолия Зверева. О его искусстве зрителям предлагают судить по неплохому, но отнюдь не выдающемуся «Автопортрету» 1971 года.

Конечно, есть и удачи. Былинно-мощный «Крестьянин» Бориса Григорьева (1917–1918) надолго впечатывается в память благодаря пронзительному взору голубых глаз; два прелестных женских портрета Михаила Соколова 1920-х — начала 1930-х годов восхищают утонченностью не по-советски выглядящих модниц. 

Весьма интересным кажется и выбор работ концептуалистов и арт-деятелей перестроечной поры. Через «Проект для одинокого человека» Виктора Пивоварова, недавно экспонировавшийся в «Гараже», видеозапись выступления Дмитрия Пригова, ироничные фотоработы-стилизации AES+F и Тимура Новикова авторы предлагают по-новому взглянуть на само понятие портрета. Например, у Пивоварова люди вообще не изображены, но в словесных описаниях на плакатах создан архетипический образ советского обывателя.

Портрет не при параде









И всё же воспринимать эту выставку без знания лучших достижений представленных художников довольно сложно. А в названии «Непарадный портрет...» после осмотра экспозиции прочитываются новые коннотации: подобно тому как дама решается показаться в непарадном виде лишь перед самыми близкими людьми, так и великие художники здесь представлены отнюдь не при параде. Впрочем, для тех, кому перечисленные имена уже стали родными, это даже плюс.

Выставка продлится до 5 марта 2017 года.

Читайте также
Прямой эфир