Росалкогольрегулирование подсчитает всех
С 2017 года Росалкогольрегулирование будет предоставлять полную статистику по алкогольному рынку. Таким образом, служба заменит не всегда точные и выборочные данные Росстата. Этот шаг позволит алкогольным компаниям точнее формировать как свои планы по развитию, так и маркетинговые программы.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР) с начала 2017 года самостоятельно будет считать статистику по рынку — производство и продажи напитков, а затем передавать в Федеральную службу государственной статистики (Росстат). Последняя будет публиковать эти данные на своих ресурсах. Об этом «Известиям» рассказал источник на рынке.
Решение о том, что Росалкогольрегулирование будет собирать статистику по рынку уже принято, об этом профильным союзам объявили на встрече с РАР, рассказал собеседник «Известий». Для этого служба будет использовать данные, полученные с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) от производителей, поставщиков и продавцов. Это автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Система ведет учет как отечественной, так и импортной продукции.
В РАР рассказали, что будут размещать данные о рынке в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). Последняя находится в ведении Росстата. Росалкогольрегулирование будет открывать статистику по объему производства, обороту спиртосодержащей и алкогольной продукции, объему розничной и оптовой продаж. Статистика будет предоставляться ежемесячно, следует из распоряжения правительства, которое вносит соответствующие поправки по сбору алкогольной статистики в федеральный план статистических работ.
Производители алкогольных напитков говорят, что им важно получать точную информацию о рынке, которой сейчас нет. Например, расходятся данные о производстве и продажах — продают больше, чем производят. Так, согласно данным Росстата за 2014 год, было продано населению 895,9 млн дал пива, кроме коктейлей пивных и напитка солодового плюс 56,5 млн дал напитков, изготовленных на основе пива. То есть в общей сложности 952,4 млн дал. Тогда как произвели 824 млн дал пива и напитков на основе пива.
Действительно, говорит глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, Росстат не дает точных данных по рынку производству и продажам алкоголя. «Методика у Росстата неточная, она не охватывает, например, всю розницу, а ЕГАИС учитывает каждую розничную точку продажи алкоголя», — отметил он.
По словам эксперта, расхождения между производством и продажами может доходить до 30%. «Такие расхождения были в статистике по водке и коньяку», — уточнил Вадим Дробиз, подчеркнув, что такая статистика показывает продажи легального и нелегального алкоголя в рознице. Данные РАР позволят видеть исключительно нефальсифицированный алкоголь в рознице, которая отчитывается через ЕГАИС.
Между тем, отметил он, производителям важны точные данные о рынке, например для того, чтобы формировать свое производство, маркетинговые кампании исходя из данных, о росте или падении рынка, о доле компании на рынке.
Глава Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов отметил, что при обсуждение многих законодательных инициатив используются статистические данные. К примеру, Союз пивоваров настаивает на смягчении ограничений и считает, что регулирование в отрасли привело к снижению оборота компаний на рынке до 40%, начиная с 2012 года — момента первых антиалкогольных мер. Хотя другие эксперты говорят, что цифры по падению не такие большие.
Не только алкогольный рынок предпочитает заменить имеющуюся статистику Росстата. Так, в конце прошлого года торговая компания X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») начала собирать более точные данные о стоимости продуктовой корзины на примере цен своих дисканутеров. Также компания дает пояснения, почему от месяца к месяцу стоимость корзины меняется, тогда как Росстат считает средние показатели, учитывая разные виды торговли — магазины, рынки и киоски.
В Росстате комментариев не предоставили.