Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

В Совете Федерации 8 ноября пройдут парламентские слушания по федеральному бюджету. Сенаторам предстоит обсудить множество вопросов, связанных с главным финансовым документом страны.

Совершенно очевидно, что бюджет следующего года будет дефицитным, но он уже гораздо меньше, чем год–два назад, зависит от цен на нефть. Тем не менее достаточно сложным вопросом остается процесс погашения долгов регионами. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации летом 2016 года составил 2,318 трлн рублей, а муниципальных образований — 339 млрд рублей.

По оценкам Минэкономразвития, снижение дефицита региональных бюджетов может произойти лишь к 2019 году. Дефицит региональных бюджетов в 2017 году прогнозируется в 63 регионах, в 2019-м — в 58.

Причины образования этих долгов в целом понятны — это внешнеэкономическая ситуация, которая существенно повлияла на формирование доходной части бюджетов регионов, а также недостаточное финансирование субъектов РФ при передаче им федеральных полномочий; привлечение заемных средств под большие проценты, а также замедление темпов роста собственных доходов, в том числе из-за негативной динамики поступления налога на прибыль.

Все эти факторы объективно не дают возможности быстро снижать объем долга.

При этом не надо забывать, что 2016–2019 годы — это время возврата кредитов регионами, а следовательно, уже сейчас необходимо найти альтернативные способы пополнения региональных бюджетов. Кроме жесткой экономии средств должны быть предприняты шаги по оптимизации мероприятий в бюджетной сфере.

На мой взгляд, для каждой из групп регионов целесообразно разработать свои методики и подходы к решению проблемы. Если для динамично развивающихся и конкурентоспособных субъектов РФ это должна быть прежде всего активная инвестиционная политика, то для депрессивных регионов с высоким уровнем долговой нагрузки это могут быть программы финансового оздоровления, включающие увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и т.д.

Параллельно с этим необходима разработка стратегии развития регионов. Это развитие возможно за счет реализации уникальных проектов и программ, которые будут способствовать решению вопросов занятости населения, повышения уровня заработной платы в регионе и постепенному решению вопросов долговой зависимости субъектов РФ. Это могут быть программы по развитию сельского хозяйства, отдельные отрасли которого показывают существенные темпы роста, по развитию туризма и т.д. Достаточно вспомнить, что за пятилетний период — с 2011 по 2015 год — индекс производства продукции сельского хозяйства вырос на 32,1%, в том числе растениеводческой продукции — на 55,7%, животноводческой — на 11,1%. Производство пищевой продукции за указанный период выросло на 13,8%.

Необходимо всерьез подумать над тем, чтобы на основе экономической специализации отдельных субъектов создавать так называемые территории эффективного развития, где размещалось бы производство различных товаров.

Решению этих проблем будут способствовать особые условия, создаваемые в регионах для развития малого и среднего бизнеса. Поскольку именно малый и средний бизнес способен «вытащить» их из долговой ямы.

И последнее — это скорейшее решение вопроса о перераспределении налогов между центром и субъектами в пользу последних. В частности, необходимо вернуться к вопросу о пересмотре нормативов по зачислению налоговых доходов от акцизов на бензин в бюджеты субъектов РФ, внести изменения в отраслевые правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, которые бы предусматривали дополнительный учет промышленной, социально-демографической и инфраструктурной специфики субъектов РФ.

Кроме того, в рамках имеющихся поручений правительства России по вопросам обеспечения сбалансированности региональных бюджетов рассматривается вопрос о внесении изменений в законодательство, предусматривающих увеличение размеров поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ по налогу на прибыль организаций с учетом фактического места осуществления деятельности. В частности, предлагается установить обязанность организации вести учет движимого имущества по местонахождению обособленного подразделения. Это позволит более справедливо распределять налог на прибыль между головной организацией и ее подразделениями.

Актуальной проблемой для регионов является также решение вопросов владения и пользования землей. В частности, несмотря на то что сплошная инвентаризация земельных ресурсов страны не предусматривается, предпринимаются попытки перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию, при этом уделяется значительное внимание защите сельскохозяйственных земель и охране природы. Параллельно решаются вопросы установления сроков аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, которые будут дифференцироваться — то есть разделяться в зависимости от вида использования, общей площади земельных участков и так далее.

Такой комплексный подход позволит регионам в дальнейшем развиваться более эффективно, несмотря на все сложности объективного характера, которые сейчас есть у страны, и конструктивно решать стоящие перед ними проблемы.

Автор — заместитель председателя комитета СФ по экономической политике

Все мнения >>

Прямой эфир