Трубадуры в усадьбе Голицыных
Очередь, опоясывающая основное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, контрастирует с безлюдностью усадьбы Голицыных, что по соседству. Однако размещенная в особняке XVIII века экспозиция «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» заслуживает внимания не только тех, кто замерз в ожидании встречи с Рафаэлем и заскочил сюда погреться.
17 аудиовизуальных инсталляций создают объемное представление о видеоарте XXI века и погружают посетителя в мир идей современных жонглеров звуками и образами. Параллель со странствующими музыкантами-актерами, обозначенная в названии выставки, понятна.
Как и их средневековые предшественники, создатели видеоарта — не композиторы и художники в традиционном смысла слова, а нечто среднее между шутами, фокусниками и импровизаторами. И грань между высоким искусством, развлечением толпы и ее же провоцированием в обоих случаях очень тонкая.
Как, например, воспринимать заснятый на видео перформанс исландца Рагнара Кьяртанссона, закопавшего себя по пояс в землю и принявшегося музицировать? Меланхолично перебирая гитарные струны, Кьяртанссон снова и снова повторяет одни и те же слова: «Сатана реален, и он работает на меня», пародируя кантри-песню с противоположным содержанием.
Не менее дерзок и другой арт-эксперимент. Швейцарский коллектив !Mediengruppe Bitnik спрятал «жучки» в здании Цюрихского оперного театра и подсоединил их к системе, дозванивающейся до случайных абонентов. Человек снимает трубку — и слышит трансляцию оперы.
На вторжение музыки в личное пространство все реагируют по-разному. Аудиозапись телефонных «диалогов» сопровождается субтитрами на черном фоне. Экран обрамлен занавесом, отсылающим к оформлению оперной сцены. На первый взгляд шутливая, даже хулиганская работа обогащается новыми смыслами — ведь и трубадуры в каком-то смысле навязывали себя публике, выступая на городских площадях и привнося свое искусство в повседневность.
— Полифония, заложенная в самой природе музыкального звука и мелодии, становится основным принципом. Наша выставка — «оркестр», полифонический и импровизационный. Это сообщество поэтов, музыкантов, танцоров, художников — свободных трубадуров, — описывает проект куратор Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Дурачество и нарочитая серьезность в «Доме впечатлений» причудливо переплетаются. Причем русские авторы (им принадлежит 7 из 17 проектов) демонстрируют не меньшую внутреннюю свободу и концептуальный размах.
Андрей Черкасов сопоставил скриншоты стихов с найденными в интернете визуально похожими изображениями. Исходные страницы в вертикальных экранах демонстрируются рядом с картинками, предложенными поисковой системой (выбор, разумеется, подчеркивает абсурд ситуации). Главная прелесть здесь — не в очевидном выводе о поэтической слепоте искусственного интеллекта, а в том, что в одной и той же идее можно увидеть и примитивный прикол, и философское обобщение.
Та же двойственность характерна для работы Петра Жукова и Кирилла Широкова — постапокалиптического сериала «Завтра будет the same». После гибели человечества остаются в живых двое музыкантов. Бродя по Москве, болтая и играя одну мелодию (в каждой серии она разная), они пытаются найти исполнение, которое возродит мир.
Визуальный ряд, балансирующий между эстетизмом и отталкивающим натурализмом, приковывает внимание, а фабула заставляет задуматься. То ли это серьезная интерпретация романтической идеи о спасительной силе искусства, то ли стеб над одиночеством художников в современном мире. Увы, со времен трубадуров в этой сфере ничего не изменилось.