Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дмитрий Богачев: «Копродукция — оптимальная модель для выживания»

Театральный продюсер — о судьбе российских мюзиклов, преимуществах коммерческого театра и премьере «Бала вампиров»
0
Дмитрий Богачев: «Копродукция — оптимальная модель для выживания»
Фото предоставлено пресс-службой компании «Стейдж Энтертеймент»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

29 октября в Москве состоялась премьера «Бала вампиров» — очередного детища «Стейдж Энтертейнмент», выпустившей такие мюзиклы, как Mamma Mia!, «Красавица и чудовище», Zorro, «Призрак Оперы», «Золушка» и др. Корреспондент «Известий» встретилась с основателем компании Дмитрием Богачевым и расспросила его о состоянии индустрии музыкальных спектаклей. 

— Ваша компания была монополистом в сфере постановки мюзиклов в России. С появлением Московского театра мюзикла почувствовали конкуренцию? 

— Не думаю, что в 15-миллионном мегаполисе уместно говорить о конкуренции между 3–4 театрами. Тем более между репертуарным некоммерческим театром и коммерческим театром ежедневного проката. Мы вместе формируем зрительскую аудиторию. Самый большой наш конкурент — халтура, которая выходит под брендом «мюзикл». Низкопробные поделки убивают желание зрителей ходить на спектакли.

— Подавляющее большинство театров — государственные. Они не так зависят от коммерческого успеха.

— Да, государственные театры финансируются за счет бюджета и не так сильно зависят от зрительского признания и продажи билетов, как мы. Но и они тоже уязвимы: отсутствие спроса и полупустые залы вызывают вопросы у вышестоящих ведомственных организаций. Государственные карманы — глубокие, но не бездонные. Так что мы все в той или иной степени зависим от наших зрителей.

— Согласны ли вы, что секрет успеха спектакля — в правильной рекламе?

— Все наши спектакли мы показываем по восемь раз в неделю! Никакой рекламой невозможно создать одному спектаклю зрительскую аудиторию, измеряемую сотнями тысяч зрителей. Только позитивный отклик людей, желающих поделиться своим восторгом с близкими и друзьями, может обеспечивать ежедневные аншлаги.

Поставить мюзикл в коммерческом театре на частные средства стоит больших денег, а поддерживать его в прокате — еще дороже. Ежедневный прокат требует стабильных сборов от продажи билетов. Если заполняемость зала падает больше чем на 50%, мы, как правило, останавливаем прокат.

— Получается, что вам поддержка государства не нужна? 

— От поддержки никто не отказывается. Просто мы научились жить и работать самостоятельно, на заработанные средства, а поддержка подразумевает определенную зависимость от того, кто ее оказывает. Как правило, ожидают чего-то взамен: лояльности, например. Судя по последним заявлениям чиновников, деньги выделяют лишь на то, что совпадает с интересами и приоритетами государства.

— Я часто посещаю раскрученные московские театры. Залы битком, но уровень постановок нередко расстраивает. 

— Меня тоже. Но те, кто делает что-то на свои средства, обязаны создавать хороший качественный продукт, иначе не придут зрители, не купят билеты и это обернется потерями. У подрядчиков государства, получающих заказы и бюджетное финансирование, такой зависимости нет. В кино, например, хорошо известны имена государственных фаворитов. И где их достижения, где киношедевры?

С театром — то же самое. Если представить наши отечественные постановки на Бродвее, то большинство из них вызовут там лишь недоумение. Они не продержатся и трех дней, потому что это по большей части любительский уровень и художественная самодеятельность.

— Но с вами Бродвей работает. 

— Мне доверяют, наверное, благодаря профессиональной репутации, которую удалось создать и сохранить. В России я стараюсь заниматься своим делом, сторонясь идеологии и политических проектов, в которых участвуют многие деятели культуры. 

— Каким образом это влияет на взаимодействие с зарубежными коллегами? 

— Такие мероприятия оставляют пятна на репутации. Мы живем в открытом обществе в эпоху интернета, когда всё молниеносно разносится по миру, становится известно и обсуждается. Круг творческих людей и продюсеров тесен, все друг про друга всё знают.  

— По какому принципу вы отбираете мюзиклы на Бродвее для России?

— Я не то чтобы езжу на Бродвей отбирать мюзиклы. Это не кинорынок в Канне, где телекомпании покупают фильмы для российского проката. Я смотрю, много всего, и не только на Бродвее. Это открывает глаза на новые идеи, приемы, технологии, дает возможность знакомиться с зарубежными коллегами, смотреть, чем живет современный театральный мир. Иногда возникают идеи поставить что-то свое или привезти успешное, уже существующее, если оно соответствует ожиданиям российской публики. 

Дмитрий Богачев: «Копродукция — оптимальная модель для выживания»











— 29 октября стартовал показ «Бала вампиров». По какому принципу вы отобрали этот мюзикл? 

— Это остроумная пародия на вампирские истории, готические сказки и ужастики. Режиссер Роман Полански со своим характерным ироничным взглядом на жизнь создал сценарий для фильма, а впоследствии — и для мюзикла, где всё вроде бы по-настоящему, но в то же время не всерьез.

Для меня этот проект интересен еще и тем, что это первая в моей практике копродукция — сотрудничество между нами и питерским театром музыкальной комедии, где этот мюзикл был поставлен три года назад.

— Что вам дает копродукция? 

— Крупнейшие мировые театры объединяют финансовые и творческие ресурсы для создания своих новых постановок, разделяя между собой расходы, а потом вместе  зарабатывают на получившемся спектакле деньги. Эта бизнес-модель позволяет нормально существовать даже самые тяжелые времена. У нас почему-то ее почти не используют. 

В этом году мы попробовали в первый раз и сэкономили значительные средства на строительстве декораций и пошиве костюмов за счет того, что многое арендовали у театра музыкальной комедии. Благодаря этой экономии цена билетов на «Бал вампиров» в Москве оказалась более низкой. На мой взгляд, сейчас, в условиях кризиса, это одна из самых рациональных моделей для выживания театров.  

Дмитрий Богачев: «Копродукция — оптимальная модель для выживания»​​​​​​​











— Впереди у вас еще один громкий проект: мюзикл «Анастасия». Когда он приедет в Россию?

— По соглашению нам сначала нужно выпустить его на Бродвее. В России «Анастасия» появится не раньше конца 2017 года. Кстати, это хорошее время — в 2017-м исполнится 100 лет со дня октябрьского переворота. А мюзикл как раз о событиях, разделивших людей и мир в начале ХХ века.

Когда мы будем ставить «Анастасию» в России, мы основательно ее переделаем. Скорее всего, я приглашу российского режиссера и отечественную творческую команду. 

Справка «Известий»

Дмитрий Богачев в 2002 году был участником британско-голландской программы по театральному менеджменту Британского совета по культуре. В 2004 года основал и возглавил российскую театральную компанию «Стейдж Энтертейнмент» — дочернее предприятие театрального холдинга Stage Entertainment. Стал первым иностранным членом Лиги Бродвейских продюсеров. Поставил в России более 20 мюзиклов и ледовых шоу.

Прямой эфир