Одиночество в кубе
На премьеру спектакля «До и после» в Новом Пространстве Театра Наций юные актеры «Мастерской Дмитрия Брусникина» пригласили необычных гостей — прототипов своих персонажей. Уникальный случай в театральной практике, да и постановка необычная. Кто-то назовет «До и после» перформансом, кто-то — масштабным мультижанровым документальным проектом. Для брусникинцев же этот спектакль стал поиском себя.
Студенты второго курса Школы-студии МХАТ Дмитрия Брусникина рассказали истории подопечных благотворительного фонда «Артист» — людей, посвятивших свою жизнь театру, а сейчас живущих на мизерную пенсию. Премьера совпала с днем рождения фонда, поэтому среди приглашенных были и те, кто поддерживают благотворительный проект Евгения Миронова и Марии Мироновой: Аркадий Дворкович, Герман Греф, Чулпан Хаматова, Лариса Голубкина, Леонид и Оксана Ярмольник, Светлана Светличная, Светлана Немоляева, Александр Филиппенко, Ирина Прохорова, Игорь и Вадим Верник, Дмитрий Маликов.
На протяжении нескольких месяцев студенты навещали подопечных фонда. Они общались с пожилыми людьми, ходили в магазин, помогали по хозяйству и записывали на диктофон их истории.
— Вы знаете, ведь старикам порой хочется просто с кем-то поговорить, чтобы их выслушали, — рассказывает актер Аскар Нигамедзянов. — Они делились самым сокровенным, показывали старые фотоальбомы... У многих даже родственников не осталось. Они совершенно одни.
— Ребята фактически реализовали несколько задач: они поработали волонтерами, помогли пожилым людям, получили профессиональных наставников, сделали серьезное психологическое упражнение, увидев, как живут сейчас старики, и собрали фактуру, которая с помощью драматурга Михаила Дурненкова превратилась в интересную постановку, — резюмирует идейный вдохновитель Сергей Орлов. — И самое интересное, что порой именно бытовые истории, которые вошли в спектакль, больше всего заставляли сопереживать героям.
Техника вербатим (когда актеры сами собирают материал для следующего спектакля) — модная история в театре, по ней уже сделано несколько спектаклей.
— Я ужасно волнуюсь, потому что столько известных людей пришли на премьеру. Но главное, не упасть в грязь лицом перед моим героем Леонидом Терентьевичем, — нервничал Нигамедзянов.
Герои, самому старшему из которых 92 года, а самому «молодому» — 75, тоже хоть и переживали, но своих юных коллег подбадривали, настраивая на позитив. За время совместной работы студенты и ветераны театра сдружились.
— Ничего, не боись, прорвемся, — успокаивал Аскара Леонид Терентьевич Багрий.
Ему 83 года, из которых больше половины отдано театру.
— На самом деле мне 38, — кокетничает пенсионер. — Когда-то я начинал в «Современнике». Помню, как Олег Табаков, который тогда у нас был директором, открывал свою «Табакерку». Со своими студентами он ставил первый спектакль «Маугли», а я ему доставал шкуры на меховой фабрике в Ростокино.
Но такого театра, как получился в Новом Пространстве, ветераны сцены в своей жизни не видели. В «До и после» необычна не только концепция, но и сценография. Художница Ксения Перетрухина поместила героев в фанерные кубы. Создатели называют их квартирами, хотя они такие крошечные, что скорее напоминают тесные кухни «хрущевок». В них нет декораций, кроме шести табуретов, один из которых занимает актер. На протяжении полутора часов молодые артисты, сменяя друг друга, рассказывают истории, от которых хочется смеяться и плакать.
Этот проект разделил жизнь «Мастерской Дмитрия Брусникина» на «до» и «после». Но эксперимент может выйти на новый уровень. В планах Евгения Миронова и автора инициативы Сергея Орлова — предложить ректору Школы-студии МХАТ Игорю Золотовицкому внедрить подобную творческо-волонтерскую практику в обязательную программу обучения. Как показал опыт, всем это идет только на пользу: и студентам, и актерам, и зрителям.