Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бюргерский дом на Волхонке

Пушкинский музей представил экспозицию, посвященную голландскому интерьеру XVII века
0
Бюргерский дом на Волхонке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Соотечественники великого живописца Вермеера умели жить со вкусом. Скромная, но любовно выполненная кухонная утварь, фартучки и чепцы, пяльцы и женские расчески вдохновляли художников не меньше, чем красота хранительниц домашнего очага. ГМИИ имени Пушкина предлагает нам взглянуть на уютный мир голландской живописи изнутри, вживую увидев предметы прикладного искусства с известных картин.

Перед «Натюрмортом с кубком из перламутровой раковины» (1693) Виллема Калфа выставлен похожий кубок-наутилус первой четверти XVII века. А около работы Яна Минзе Моленара «Дуэт» (1668) «материализовался» фаянсовый кувшин с подглазурной росписью, созданный в то же время, что и его «двойник» на холсте.

Не всегда рифмы буквальны. Например, представленные в экспозиции турецкий ковер и орехово-дубовый кабинет на картинах не фигурируют. Но они придают реконструкции  голландского интерьера целостность. И тогда наивная радость узнавания («о, смотри, это же с картины!») сменяется ощущением выставочного пространства как единой художественно-исторической среды.

— Наша задача — не просто показать вещи, но дать посетителю возможность получить впечатления, — рассказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. — С помощью представленных экспонатов мы хотим расширить объем эмоций. Изначально планировалось, что выставка получится «инсталляционной» — сама тема располагает к такому решению.

Живописная часть экспозиции невелика. Всего 11 полотен, причем главных имен здесь нет. Сознательно или вынужденно кураторы выставки отказываются от шедевров в пользу просто качественных образцов жанра. Полотна Питера де Хоха, Габриэла Метсю, Франса ван Мириса Старшего, Корнелиса де Мана, Николаса Маса, Питера Янсенса Элинги призваны продемонстрировать не высоты искусства, а умение видеть красоту в повседневном.

Впрочем, об отсутствующем Вермеере забыть всё равно не удастся. На экране, оформленном в раму, демонстрируется видеоинсталляция Менно Оттена «Девушка, читающая письмо перед открытым окном» (2013). Замедленная киноимитация знаменитого полотна позволяет в деталях насладиться додуманным видеохудожником сюжетом. Так и Пушкинский музей, «оживляя» интерьер бюргерского дома, пытается вернуть нам свежесть восприятия голландского искусства.

Бюргерский дом на Волхонке​​​​​​​

Прямой эфир