«Мыло» без пены


Российские сериалы становятся всё дороже и масштабнее. Как без потерь донести их до зрителя — главный вопрос, который обсудили создатели телепродукции, собравшиеся на профессиональный медиафорум.
— Успешный сериал начинается с экспертизы художественных руководителей компании, — рассказал «Известиям» генеральный продюсер Yellow Black & White Эдуард Илоян. — Если материал вызывает интерес с точки зрения художественного решения, новизны, актуальности, ему дают зеленый свет.
Впрочем, без интуиции тут не обойтись, считает генеральный продюсер «Всемирных русских студий» (RWS) Юрий Сапронов.
— Можно подготовить маркетинговое исследование, но для меня всё равно решение принимается на уровне зацепило или нет. Основной инструмент оценки — мой организм. Если мурашки забегали, то значит — вот оно, а маркетинг пусть каналы изучают, — сказал Сапронов.
Для маркетинга же в первую очередь важно, для кого предназначен сериал.
— С правильной целевой аудиторией у канала и цифры будут совсем другие. Мы, конечно, смотрим, кто производитель. Но в первую очередь нас интересует, кто его будет смотреть — молодежь, домохозяйки или мужчины, — призналась директор телеканала СТС Дарья Легони-Фиалко.
Если расчеты оказываются правильными, можно существенно сэкономить, сняв за один присест сразу несколько сезонов. Так создавался один из самых удачных проектов последнего времени — комедийный сериал «Ольга», повествующий о нелегкой жизни матери-одиночки. Генпродюсер Good Story media Антон Щукин, правда, утверждает, что никаких расчетов не было.
— Второй сезон снимался следом за первым, потому что мы верили в «Ольгу». Никаких научных баз под это не подводили. Просто решили, что есть два варианта работы с аудиторией: либо вести за собой, либо делать расчеты. Первый оказался верным, — подчеркнул Щукин.
Добиться популярности у зрителя можно и с помощью еще одного неоспоримого преимущества — актера-звезды. В частности, успех «Физрука» Щукин связывает с Дмитрием Нагиевым.
— «Физрук» был рассчитан максимум на три сезона, но потом канал попросил сделать четвертый, и летом я написал 16 серий продолжения, — сообщил Щукин.
В том случае, когда сериал исчерпал свой ресурс, а зритель требует продолжения, можно, по словам генпродюсера, поместить героя в другие обстоятельства.
— «Физрук» теперь станет «Худруком». Интриги я раскрывать не буду, но Фома станет персональным тренером, — рассказал собеседник «Известий»
Привлечение серьезных режиссеров, к слову, не гарантирует успех продукта, но, по меньшей мере, говорит о его качестве.
— Сейчас отечественные сериалы сравнивают не только с кино, но и с зарубежной продукцией, — пояснил генеральный продюсер Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский. — И мы не можем ограничиться только хорошим сюжетом. Требуются и картинка, и исполнение, и актерская игра — одним дублем тут не отделаешься.
Но даже когда по всем расчетам проект должен выстрелить, случаются проколы. Как, например, вышло с сериалом «Как я стал русским», снятым компанией Yellow Black & White. Причиной неудачи, по мнению продюсера, явилось обострение отношений между Россией и США.
— В политических реалиях оппонентами России являются американцы, — говорит Эдуард Илоян. — А в нашей сериальной истории все наоборот — американец приезжает в Россию, смотрит на нее глазами иностранца и при всех перипетиях, которые с ним случаются, говорит, как прекрасна наша страна.
Студия понесла на этом проекте убытки, зато сериал получил неожиданный успех за рубежом.
Пока телеканалы расставляют приоритеты, с кем сотрудничать, кому содействовать и у кого покупать готовую продукцию, финальные заказчики — зрители — меняют правила игры.
Всё больше людей предпочитают смотреть сериалы в интернете через соответствующие видеосервисы и сайты телеканалов. И их мнение, выраженное в платных подписках, становится более весомым, чем абстрактный телерейтинг. А значит, именно на эту аудиторию будут переориентироваться производители сериалов.