Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Три века царствующих домов

Новая выставка в Третьяковской галерее, посвященная Романовым и Гримальди, рассказывает о 300-летней истории дипломатических отношений России и Монако
0
Три века царствующих домов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Третьяковская галерея выступила в непривычном амплуа. Новая экспозиция музея посвящена не художникам, а политикам и выстроена вокруг исторических документов, предоставленных Государственным архивом РФ. Цель экспозиции — рассказать историю дипломатических отношений России и Монако.

— В 2015 году в Форуме Гримальди прошла масштабная выставка русского авангарда, и Третьяковская галерея была одним из главных ее участников, — пояснила директор музея Зельфира Трегулова. — Одновременно в библиотеке княжеского дворца в Монако открылась экспозиция «Романовы и Гримальди». Там было относительно немного уникальных экспонатов из России. Но поскольку тема действительно интересна, было принято решение показать выставку в Москве в расширенном формате.

Впервые Русь узнала о существовании средиземноморского княжества в 1663 году. Дипломаты Алексея Михайловича, направлявшиеся во Флоренцию и Тоскану, попали в шторм. Кораблю пришлось пришвартоваться в неизвестном порту — как вскоре выяснилось, это и было Монако. Несмотря на отсутствие верительных грамот, глава государства Луи I Гримальди принял гостей и дал обед в их честь, о чем путешественники по приезде в Москву сообщили царю. На выставке можно увидеть оригинал статейного списка, раскрытый на месте донесения, а также портрет дипломатов и переводчика, написанный неизвестным художником в 1662–1663 годах.

Активное взаимодействие двух стран началось со второй половины XIX века. Представители императорской семьи лечились и отдыхали на Лазурном Берегу, тратили деньги в казино Монте-Карло и наслаждались парусными регатами. Об этом свидетельствуют фотографии, письма и дневники великих князей. Любопытный раритет — меню ресторана Hotel de Paris, сделанное специально для императрицы Марии Федоровны.

В свою очередь, князь Монако Альбер I неоднократно бывал в России. Будучи еще наследным принцем, он потерпел крушение на своей яхте около берегов Швеции, и пока судно чинили, заехал в Петербург, где встретился с Александром III и его супругой. Император упомянул об этом визите в своем дневнике — посетители Третьяковки могут попытаться разобрать убористый почерк монарха.

Позже, уже заняв княжеский престол, Альбер дружил с русскими исследователями-океанологами, о чем повествуют диплом о почетном членстве князя в Императорском обществе, Гран-при международной рыбопромышленной выставки 1902 года, а также книга адмирала Степана Макарова «Ермак» во льдах», в которой упоминается Альбер I. Представленный в экспозиции экземпляр издания 1901 года стал связующим звеном между прошлым и настоящим двух стран: в 2003 году Владимир Путин подарил его Альберу II.

Жемчужина экспозиции — яйцо-часы работы Карла Фаберже. Ювелир изготовил его для Марии Федоровны, но в итоге изделие оказалось в Монако, где в 1974 году стало собственностью княгини Грейс Келли. И это — единственное упоминание о самой известной представительнице дома Гримальди (до замужества — великой хичкоковской актрисе).

Разумеется, Третьяковка не была бы Третьяковкой, если бы не продемонстрировала живописные работы, среди которых есть и бесспорный раритет — полотно Клода Моне «Вид на Монте-Карло со стороны мыса Рокебрюн». Картина из княжеского дворца Монако датируется концом XIX столетия, а не XX веком, как можно было подумать.

Моне здесь выходит за рамки предметной живописи, создавая почти абстрактную композицию. В розоватом мареве, окаймленном зелеными пятнами-мазками, просвечивают море и листва. В итоге Монако предстает прекрасной мечтой, а картина — художественным обобщением всеобщей любви к этому райскому уголку.

​​​​​​​

Прямой эфир