Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Параллельный импорт косметики и бытовой химии могут ограничить
Армия
Российский танкист на поле боя прикрыл своей машиной подбитый танк сослуживца
Мир
Bild рассказала о страхе каждого второго немца замерзнуть грядущей зимой
Интернет
В британской армии заявили о взломе ее аккаунтов в Twitter и YouTube
Общество
МЧС проведет проверку по факту возгорания в высотке Capital Towers в центре Москвы
Мир
Генштаб ВСУ подтвердил отход украинских войск из Лисичанска
Мир
Безос упрекнул Байдена за призыв снизить цены на бензин
Мир
Глава ЛНР назвал выход войск на границы республики новым Днем победы
Спорт
Гонку «Формулы-1» в Великобритании приостановили из-за массовой аварии
Мир
Захарова заявила о сведении к нулю возможности работы посольства РФ в Софии
Мир
В Запорожской области назвали пиратством задержание в Турции судна с зерном

Три века царствующих домов

Новая выставка в Третьяковской галерее, посвященная Романовым и Гримальди, рассказывает о 300-летней истории дипломатических отношений России и Монако
0
Три века царствующих домов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Третьяковская галерея выступила в непривычном амплуа. Новая экспозиция музея посвящена не художникам, а политикам и выстроена вокруг исторических документов, предоставленных Государственным архивом РФ. Цель экспозиции — рассказать историю дипломатических отношений России и Монако.

— В 2015 году в Форуме Гримальди прошла масштабная выставка русского авангарда, и Третьяковская галерея была одним из главных ее участников, — пояснила директор музея Зельфира Трегулова. — Одновременно в библиотеке княжеского дворца в Монако открылась экспозиция «Романовы и Гримальди». Там было относительно немного уникальных экспонатов из России. Но поскольку тема действительно интересна, было принято решение показать выставку в Москве в расширенном формате.

Впервые Русь узнала о существовании средиземноморского княжества в 1663 году. Дипломаты Алексея Михайловича, направлявшиеся во Флоренцию и Тоскану, попали в шторм. Кораблю пришлось пришвартоваться в неизвестном порту — как вскоре выяснилось, это и было Монако. Несмотря на отсутствие верительных грамот, глава государства Луи I Гримальди принял гостей и дал обед в их честь, о чем путешественники по приезде в Москву сообщили царю. На выставке можно увидеть оригинал статейного списка, раскрытый на месте донесения, а также портрет дипломатов и переводчика, написанный неизвестным художником в 1662–1663 годах.

Активное взаимодействие двух стран началось со второй половины XIX века. Представители императорской семьи лечились и отдыхали на Лазурном Берегу, тратили деньги в казино Монте-Карло и наслаждались парусными регатами. Об этом свидетельствуют фотографии, письма и дневники великих князей. Любопытный раритет — меню ресторана Hotel de Paris, сделанное специально для императрицы Марии Федоровны.

В свою очередь, князь Монако Альбер I неоднократно бывал в России. Будучи еще наследным принцем, он потерпел крушение на своей яхте около берегов Швеции, и пока судно чинили, заехал в Петербург, где встретился с Александром III и его супругой. Император упомянул об этом визите в своем дневнике — посетители Третьяковки могут попытаться разобрать убористый почерк монарха.

Позже, уже заняв княжеский престол, Альбер дружил с русскими исследователями-океанологами, о чем повествуют диплом о почетном членстве князя в Императорском обществе, Гран-при международной рыбопромышленной выставки 1902 года, а также книга адмирала Степана Макарова «Ермак» во льдах», в которой упоминается Альбер I. Представленный в экспозиции экземпляр издания 1901 года стал связующим звеном между прошлым и настоящим двух стран: в 2003 году Владимир Путин подарил его Альберу II.

Жемчужина экспозиции — яйцо-часы работы Карла Фаберже. Ювелир изготовил его для Марии Федоровны, но в итоге изделие оказалось в Монако, где в 1974 году стало собственностью княгини Грейс Келли. И это — единственное упоминание о самой известной представительнице дома Гримальди (до замужества — великой хичкоковской актрисе).

Разумеется, Третьяковка не была бы Третьяковкой, если бы не продемонстрировала живописные работы, среди которых есть и бесспорный раритет — полотно Клода Моне «Вид на Монте-Карло со стороны мыса Рокебрюн». Картина из княжеского дворца Монако датируется концом XIX столетия, а не XX веком, как можно было подумать.

Моне здесь выходит за рамки предметной живописи, создавая почти абстрактную композицию. В розоватом мареве, окаймленном зелеными пятнами-мазками, просвечивают море и листва. В итоге Монако предстает прекрасной мечтой, а картина — художественным обобщением всеобщей любви к этому райскому уголку.

​​​​​​​

Читайте также
Реклама
Прямой эфир