Приднестровье не видит иного пути развития, кроме сближения с Россией


За последнее время на левом берегу Днестра заметно активизировались политические процессы по государственному самоопределению. Об отношениях с Молдавией, помощи России, влиянии крупного бизнеса в республике и экономическом кризисе корреспондент «Известий» поговорил с президентом ПМР Евгением Шевчуком.
— Как вы можете прокомментировать экономическую ситуацию в республике?
— Не буду скрывать: в республике довольно сложная ситуация. Основной фактор, мешающий нормальному экономическому развитию, — блокада. Мы во многом зависим от экспорта товаров.
В республике производится широкий спектр товаров — начиная от тяжелого машиностроения и заканчивая легкой промышленностью. Хорошо развито сельское хозяйство. Овощи, фрукты, выращенные в Приднестровье, пользуются большим спросом в Российской Федерации.
Географическое положение ПМР позволяет одинаково активно работать как на восточный, так и на западный рынки. Однако нормальный экспорт сегодня в условиях блокады крайне затруднен. Наш промышленный и производственный потенциал задействован в лучшем случае на треть. То есть потенциально, если снять блокаду и ограничения, каждый приднестровец смог бы жить в три раза лучше. Что же касается финансовой ситуации, то основным партнером республики, безусловно, является Россия.
— Больше 10 лет Приднестровье получает российский газ ниже рыночной стоимости. Это можно рассматривать как важную часть финансовой помощи республике. Но по той же цене — $10 за кубометр — этими ресурсами пользуется и крупный бизнес. На ваш взгляд, это справедливо?
— Нет, конечно. Внутри Приднестровья на этот счет было немало дискуссий. Особенно такое положение беспокоит представителей малого и среднего бизнеса. Мы столкнулись с дилеммой. Крупный бизнес в лице, по сути, одного монополиста в свое время овладел крупнейшими и бюджетообразующими предприятиями. Сегодня складывается впечатление, что за целями собственного обогащения, наращивания собственной прибыли, что вполне свойственно бизнесу, отошли на второй план инвестиционные обязательства — увеличение количества рабочих мест, повышение благосостояния людей, перевооружение предприятий...
На деле государство сегодня поставлено перед выбором: оказывать этим предприятиям государственную поддержку в виде предоставления практически бесплатного российского газа или останутся на улице десятки тысяч работников этих предприятий. И государство взяло на себя бремя», которое должно быть на плечах владельца предприятия. Эта ситуация во многом обусловлена тем, что парламентское большинство контролируется холдингом «Шериф», который в народе называют «владельцем заводов, газет, пароходов». То есть мы лишены здорового диалога «государство–бизнес», а вместо этого имеем дело с откровенным шантажом.
— Ваш указ о реализации итогов референдума 2006 года о начале подготовки к присоединению к России вызвал неоднозначную реакцию как внутри республики, так и за ее пределами…
— Убежден, что для развития ПМР нам необходимо сближение с Россией. Это отвечает и всенародно выраженной воле приднестровцев. Сегодня есть много вопросов к парламенту. Это же касается и пожизненной неприкосновенности, и невиданного необоснованного расширения полномочий парламента и спикера. Однако при всех проблемах и внутренних сложностях другого пути, кроме как сближения с Российской Федерацией, у нас просто не существует. Это моя принципиальная позиция как президента и гражданина. И мой указ —это своего рода призыв к парламентариям начать наконец-то реальную совместную работу по реализации итогов всенародного волеизъявления десятилетней давности.
Более подробно читайте в эксклюзивном материале газеты «Известия»:
Президент ПМР: «Другого пути,кроме как сближения с РФ, у нас нет»