Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Восемьдесят лет неугасимого ГАСО

Юбилейный вечер одного из лучших российских оркестров не омрачили даже назойливые трели мобильников
0
Восемьдесят лет неугасимого ГАСО
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Свое 80-летие Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) отметил большим концертом в Большом зале консерватории (БЗК). Причина «измены» родному филармоническому Залу имени Чайковского весома: первое выступление коллектива состоялось 5 октября 1936 года именно в БЗК.

Местом празднования исторические параллели не исчерпываются. Худрук ГАСО Владимир Юровский в своем традиционно развернутом конферансе перечислил произведения, прозвучавшие с консерваторской сцены 80 лет назад, и перекинул мостик к дню сегодняшнему.

Связующим звеном между эпохами стала Третья («Героическая») симфония Бетховена. А вместо «Интернационала» было решено исполнить увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам». Вагнеровский гимн прозвучал непафосно, интеллигентно и изящно — дирижер знает, как добиться от своих подопечных сбалансированности и благородства звука.

Без русской музыки в юбилейном концерте главный оркестр страны, разумеется, тоже не мог обойтись. И здесь Юровский отдал предпочтение Третьему фортепианному концерту Сергея Прокофьева и «Песне восхождения» Александра Вустина.

Выбор опять-таки не случаен. Этот год объявлен годом Прокофьева. Для самого же коллектива 2016-й прошел под знаком Вустина. 73-летний музыкант стал в ГАСО «композитором в резиденции», то есть постоянным автором при оркестре. Ознаменовавшая это сотрудничество «Песнь Лукерьи» (Юровский исполнил ее в январе) была первым произведением, написанным Вустиным специально для ГАСО. «Песнь восхождения» — второй эксклюзив.

По словам Юровского, вместе с более ранней «Песней из романа Платонова» эти сочинения образуют цикл. Объединяющими факторами оказываются религиозные мотивы и нестандартная вокальная составляющая. В «Песне Лукерьи» — народный голос, а в двух других частях — камерный хор, тихо вступающий ближе к концу сочинения.

По первому прослушиванию «Песнь восхождения» вряд ли можно отнести к самым ярким опусам Вустина. Впрочем, для окончательной оценки триптих желательно прослушать целиком, в один присест — будем надеяться, Юровский предоставит публике такую возможность.

Наиболее удачной частью юбилейного вечера стал, пожалуй, концерт Прокофьева. Оркестр и солист Николай Луганский продемонстрировали прекрасное взаимопонимание. В итоге звучание получилось легким и прозрачным, а виртуозный блеск фортепианной партии органично вплетался в общую ткань.

Заслуженный триумф музыкантов подпортил досадный инцидент. В конце второй части концерта Прокофьева на галерке назойливо зазвонил мобильный телефон. Музыканты проигнорировали бестактность неведомого зрителя, но стоило им начать финал, как мобильник заверещал снова.

Здесь уже Юровский не выдержал. Топнув ногой, остановил оркестр и стал ждать, когда посторонние звуки прекратятся. Однако владелец злополучного аппарата никак не мог с ним совладать, и вскоре ситуация из обидно-неприятной превратилась в комическую: некоторое время дирижер, оркестр и зал слушали мелодию гаджета. Так что минута славы в этот день была и у неизвестного электронного «солиста».

​​​​
Прямой эфир