Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Топ-менеджеры отказываются от перелетов бизнес-классом

В российских компаниях всё чаще экономят даже на деловых поездках первых лиц
0
Топ-менеджеры отказываются от перелетов бизнес-классом
Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большинство руководящих сотрудников российских предприятий не летают бизнес-классом. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ среди топ-менеджеров компаний.

За последний год авиаперелеты совершили 41% руководителей: 9% — один раз, 23% путешествовали до пяти раз за год, 9% ─ более пяти. Чаще других авиаперелеты совершают руководители крупных компаний — 60% летали по крайней мере один раз за год, 18% — более пяти раз.

При этом из всех летавших респондентов лишь 13% признались, что покупали билет бизнес-класса. И если руководители крупных компаний оказались на первом месте по перелетам, то по количеству летавших бизнес-классом их обошли коллеги из средних предприятий.

На вопрос «Приходилось ли вам за последний год совершать полеты бизнес-классом?» положительно ответили 18% руководителей средних компаний, 15% глав малых предприятий, 13% топ-менеджеров, работающих в крупных компаниях, и 5% руководителей микропредприятий.

Аналитики считают, что спрос на полеты бизнес-классом снизился у российских предпринимателей из-за экономических сложностей, локализации производства и того, что компании всё чаще предпочитают работать с местными партнерами.

— Летать бизнес-классом сегодня продолжают сотрудники средних и крупных компаний, преимущественно из Центральной и Северо-Западной России, а также представители предприятий, имеющих относительно продолжительную историю существования (не менее 15 лет), — сказала «Известиям» руководитель направления исследований в сфере транспорта и туризма НАФИ Мария Мицура. — В восточных регионах страны бизнес-класс остается редкостью. Чаще всего деловые перелеты бизнес-классом осуществляют представители компаний из сфер торговли и обрабатывающей промышленности (соответственно 58 и 19% от всех летающих бизнес-классом).

Секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков обратил внимание на то, что низкая активность руководителей крупных компаний в перелетах бизнес-классом объясняется вовсе не тем, что они летают как все, а тем, что чаще они передвигаются бизнес-джетами. В то же время он подтвердил, что компании всё больше экономят. В том числе и на перелетах первых лиц — более того, зачастую как раз они и показывают пример.

— Кризис затягивается, перспективы выхода из него неясны. Непонятно, закончится это через год, через пять или через 10 лет, — сказал Александр Шершуков «Известиям». 

Представитель федерации профсоюзов рассказал, что главные статьи сокращения расходов — отказ от индексации и повышения заработной платы, из-за чего в последнее время сильно увеличилось количество трудовых конфликтов. В то же время руководители компаний, особенно крупных, в этом году стараются не сокращать соцпакет и различные льготы.

По мнению доцента департамента социологии НИУ «Высшая школа экономики» Ольги Савинской, результаты исследования, помимо текущей экономической ситуации, отражают и долгосрочную тенденцию снижения сверхпотребления.

— В 1990-е всё хотелось попробовать, а сейчас уже понимают, что покупка билета бизнес-класса — не единственная форма проявления своего статуса. Лучше, например, открыть благотворительный фонд и помогать детям-инвалидам. И это будет более статусный поступок, — сказала Ольга Савинская «Известиям». — Всё чаще руководители думают: рабочая поездка, ничего страшного, если я где-то сэкономлю.

​​​​​​​

Прямой эфир