Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Рашид Калимуллин: «В отношении РАО не надо шашкой рубить»

Председатель Союза композиторов России — о проблемах авторских обществ, пользе интернета и патриотической роли музыки
0
Рашид Калимуллин: «В отношении РАО не надо шашкой рубить»
Фото из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Ярославле и Казани прошли концерты фестиваля Союза композиторов России и его молодежного отделения (МолОт) — «Композитор 2.0». Программу обоих вечеров составили сочинения для симфонического оркестра, написанные студентами и недавними выпускниками консерваторий. «Известия» расспросили председателя Союза композиторов, народного артиста России Рашида Калимуллина о текущих делах крупнейшей творческой организации. 

— «Композитор 2.0» — новый проект?

— Это наше первое мероприятие после съезда Союза композиторов России, на котором было выбрано нынешнее руководство. Но у «Композитора 2.0» был предшественник. Симфонический фестиваль молодых композиторов проходил еще в СССР. Я тоже в нем участвовал как начинающий автор. 

— В эпоху СССР Союз композиторов был мощной организацией, в том числе в финансовом отношении. Ностальгируете по тем временам?

— Нам сейчас не так просто жить, как во времена СССР. Союз композиторов России не является государственной структурой — мы общественная организация. Напрямую государство нас не финансирует. Некоторые мероприятия поддерживает Министерство культуры. В том числе, оно поддержало и этот фестиваль. Но в остальном мы живем за счет своей деятельности, что-то сдаем в аренду...

Поэтому отчасти мы сузили функции Союза композиторов. Раньше эта организация была вторым домом для композиторов. Молодые сочинители могли приехать в Дом творчества, им оплачивали дорогу, питание. Написав музыку, они показывали ее здесь — в главном офисе заседала комиссия. После этого им еще и платили деньги. Настоящий коммунизм!

— Что из этих благ осталось сегодня?

— Союз содействует авторам в исполнении их сочинений. По-прежнему есть Дом творчества в Рузе, молодой композитор может приехать туда наравне со всеми, за символическую плату там жить и творить. Мы также стараемся помочь и нашим ветеранам. Это юбилейные концерты, иногда какая-то материальная помощь...

— За рубежом ситуация лучше?

— Есть страны, где поддержка композиторов очень сильна. Это, например, Швейцария, Голландия, Германия. Но так не везде. Где-то композиторам очень трудно выбиться в свет. У нас пока нечто среднее. Лишь некоторые сочинители могут прокормить себя сами. Например, те, кто пишет музыку к фильмам, телесериалам. 

— Процедура вступления в Союз композиторов усложнилась или стала легче?

— Мы оставили ее прежней. Вступить в союз может каждый яркий талантливый человек (композитор или музыковед). Существует приемная комиссия — она рассматривает заявки. Есть секретариат, где очень серьезно изучаются кандидатуры. Не всегда они поддерживаются. Важно, чтобы люди пришли в союз уже состоявшимися музыкантами. 

— Вы член совета Российского авторского общества, которое в последнее время сотрясают скандалы. Ваша позиция относительно происходящего?

— Надеюсь, что этот конфликт закончится. Я не так давно вошел в совет РАО и, может, знаю не все нюансы. Но могу сказать, что авторские организации — РАО, ВОИС, РСП — хорошо работают: сборы сильно увеличились. Мне кажется, тут надо не шашкой рубить, а подойти серьезно, чтобы права авторов не были ущемлены, а сами организации были бы более открытыми и, думая об авторах, не просто занимались сборами.

Необходимо помогать авторам с раскруткой. Должен быть какой-то пиар, надо проводить различные публичные акции… Если бы эти организации больше внимания уделяли этой работе, я считаю, что доход увеличился бы. Когда работа пойдет в этом направлении, а не в направлении тяжб и драк — все только выиграют.

— Вы готовы им в этом содействовать?

— Союз композиторов России вел переговоры с РАО о совместных проектах. С другими организациями тоже такие проекты возможны. Самое главное, чтобы было желание этих организаций. Они должны понимать, что нельзя ограничиться просто бухгалтерией. Их задача — способствовать развитию нашей культуры.

— Многие авторы жалуются на непрозрачность схемы отчислений и очень маленькие суммы...

— Огульно говорить, что мало платят, не совсем правильно. Но я знаю, что РАО хочет компьютеризировать свою систему. По-моему, РСП и ВОИС — тоже. Тогда не будет вмешательства человека в процесс начисления денег. Автор должен иметь возможность зайти в интернет и посмотреть, что у него там накапало. Вот самое разумное решение этих проблем.

— Для автора лучше, когда одна организация всем этим занимается, или когда этих организаций три, как сейчас? Год назад уже была попытка объединить их...

— Как сложилось, так сложилось. РАО занимается одними вопросами, ВОИС — другими, РСП — третьими. Поэтому, собственно, так и было сделано. Ломать быстрее, чем создавать. 

— Конфликты сотрясают и сам Союз композиторов. У вас были очень непростые выборы после смерти предыдущего главы организации.

— Да, съезд проходил дважды. На первом мы не смогли договориться — было много проблем.

— Но и сейчас согласия у вас нет. Появляются альтернативные композиторские организации, движения. Например, «Могучая кучка XXI века» объявила об учредительном съезде. Как вы к этому относитесь?

— Если это не нарушает законодательство, то ради Бога. Но если будет десять организаций — будут распыляться силы, как мне кажется. К счастью, Союз композиторов сохранил свой стержень — не раздвоился, не размножился. Мы едины, мы творим.

— «Поэт в России больше, чем поэт». А каково назначение композитора в современном мире?

— Музыканты должны работать и помогать своей стране. Вот, скажем, в Сирию приезжал оркестр Мариинского театра. Я считаю, это потрясающе. Валерий Гергиев — не только великий дирижер, но и великий организатор. Он сделал это вовремя. Как и с Южной Осетией во время грузино-осетинского конфликта. Музыка становится объединяющим началом. Композиторы работают в разных жанрах и стилях, но вместе они делают общее важное дело, обогащают и продвигают нашу культуру. Они нужны России.

Справка «Известий»

Рашид Калимуллин окончил Казанскую государственную консерваторию. С 1992 по 2001 годы заведовал кафедрой композиции Казанской консерватории. С 1989-го и по настоящее время возглавляет Союз композиторов Республики Татарстан. С 2010 года — заместитель Председателя Союза композиторов России, с 2015-го — председатель Союза композиторов России. Народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии РФ.

Прямой эфир