Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Лучистая Гончарова

На выставке в Музее Тропинина творчество русской авангардистки представлено живописью, театральными эскизами и книжной графикой
0
Лучистая Гончарова
Фото: facebook.com/museumtropinin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени открыл весьма нетипичную для себя экспозицию «Лучистые образы Наталии Гончаровой». Книжная графика, театральные эскизы и живопись одной из самых известных представительниц русского авангарда сильно контрастируют с находящимися в соседних залах парадными портретами XIX века.

Впрочем, куратор выставки Лиана Ахинова усматривает определенную связь между Тропининым и Гончаровой.

Лучистая Гончарова

























— Мы знаем, что творчество Тропинина ассоциируется с известным портретом А.С. Пушкина, — напомнила куратор. — А как известно, Наталия Сергеевна Гончарова была правнучкой Натальи Николаевны Гончаровой, жены поэта. И первой, кто прочувствовал эту связь до глубины души, была Марина Цветаева. Она написала очерк о жизни Наталии Сергеевны, который повлиял на наше представление о глубоких метафизических связях в культуре.

Условность этого объяснения ничуть не портит саму выставку. Три жемчужины экспозиции — живописные полотна Гончаровой из частных коллекций. Фовистский «Петух» восхищает огненным колоритом и тонким намеком на лубок, «Лучистые лилии» интересны претворением столь любимой художницей растительной тематики в стиле «лучизм» (родоначальником и идеологом этого направления был ее супруг Михаил Ларионов), а «Бабы, сажающие тюльпаны» своей грубоватой манерой и в то же время природной декоративностью напоминают Гогена.

Помимо полотен, взор притягивают крупные театральные эскизы, один из которых (тоже из частного собрания) сделан для дягилевского «Золотого петушка» Римского-Корсакова, легендарной парижской постановки Михаила Фокина 1914 года, а шесть других — выполнены по заказу Дягилева для несостоявшегося балета «Литургия» в 1917 году (предполагалось, что музыку напишет Стравинский, но он отказался и проект не состоялся).

Знатокам искусства эскизы к «Литургии» хорошо знакомы — они принадлежат Театральному музею им. А.А. Бахрушина и демонстрируются довольно часто. Но не стоит упускать очередную возможность увидеть шедевры: в этом цикле пошуаров (акварелей, сделанных с помощью трафаретов) Гончарова переосмысляет канонические образы русских икон в стиле кубизма, подчеркивая неочевидную родственность этих направлений через отсутствие перспективы — нарочитую двухмерность.

Лучистая Гончарова






















Дополняет экспозицию тиражная графика Гончаровой — авторский альбом литографий «Мистические образы войны», литографии к книгам «Весна после смерти» Чурилина, «Ветроградари над лозами» Боброва, «Две поэмы. Пустынники и Пустынница» Крученых. Посетители смогут увидеть не только все иллюстрации на отдельных листах, но и целый именной экземпляр «Весны после смерти» с дарственной надписью Марине Цветаевой.

Таким образом, камерная выставка тропининского музея оказывается не только отзвуком масштабной экспозиции Гончаровой в Третьяковке, показанной четыре года назад, но и обращением к столь модной сейчас в российских галереях теме «книги художника» (вспомним серию выставок livre d’artiste в Пушкинском и Эрмитаже). И в этом «литературном» контексте связь Гончаровой с Пушкиным через Цветаеву выглядит вполне оправданной.

Комментарии
Прямой эфир