Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Уроки Выборга

Конкурсная программа одного из крупнейших российских кинофестивалей разочаровала и жюри, и зрителей
0
Уроки Выборга
Фото: duma.gov.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершившийся в Выборге фестиваль "Окно в Европу" наглядно продемонстрировал, что несмотря на отмечаемый в 2016-м "Год кино" отечественный кинематограф переживает не лучшие времена. Основная конкурсная программа фестиваля вызвала разочарование как у публики (фильмы, отмеченные зрителями, в конкурсе не участвовали), так и у членов жюри, в чем они признались на утреннем заседании в день закрытия.

— Модель продюсерского кино себя не оправдала. Нам нужно переходить к тому, что главными в создании картины должны быть режиссер и сценарист, — отметил председатель жюри, режиссер Сергей Урсуляк.

Выборгский фестиваль — третий по значимости в России (после ММКФ и "Кинотавра"), и такая ситуация означает, что даже три десятка достойных фильмов набираются с трудом. Не говоря уже о выдающихся.

С другой стороны, это на руку дебютантам: драматургически несовершенные, снятые с минимальным бюджетом, но при этом не лишенные своеобразия и свежей интонации ленты новичков имеют шансы взять основные призы, которые при ином раскладе ушли бы в более опытные руки.

Впрочем, по признанию члена жюри, актера Евгения Ткачука, таких дебютантов немного.

— Многие начинающие авторы не знают, чего хотят, не умеют работать с актерами и драматургией. Бесхребетность, желание просто назвать себя режиссером участились, — заявил Ткачук.

Однако главным триумфатором "Окна в Европу" стала все же работа дебютантки — фильм "Его дочь" Татьяны Эверстовой. В центре неспешного повествования — девочка Таня, которую воспитывают в якутской деревне дедушка и бабушка. Папа девочки умер еще до ее рождения, но для Тани он по-прежнему жив — иногда она мысленно обращается к нему.

Когда приехавшая из города мать сообщает дочери, что нашла нового папу и предлагает поехать с ней, Таня отказывается. Ей не нужен другой отец, ее самые родные люди — бабушка с дедушкой, живущие в гармонии с природой.

Эта фабула могла бы стать основой психологической драмы. Кроме того, конфликт можно было "вырастить" из противопоставления "город - природа" — благо, что есть намеки на столкновение современной цивилизации и традиционного уклада жизни. "У детей появился новый учитель", — с тревогой отмечает старый якут, имея ввиду появление в деревне телевизоров.

Но вместо развития драматургических "узелков" Татьяна Эверстова делает видовой фильм, где 90% экранного времени счастливая девочка с красными бантами бегает по бескрайним зеленым просторам, общаясь с духами предков, а взрослые заготавливают сено и доят коров.

Все это снято красиво, порой даже эстетски, но единственная сильная эмоция, которая ожидает зрителя во время просмотра — беспокойство по поводу того, что в "Его дочери" так ничего и не происходит. Погружение в идиллию собственного детства (фильм автобиографический) автоматически делает ненужной традиционную драматургию с завязкой, конфликтом, кульминацией и пр.

Прелестная наивность этой концепции вкупе с экзотикой ("Его дочь" снята на якутском языке) подкупили жюри: специальный приз "За чистоту и глубину авторского высказывания" кажется совершенно логичным решением. А вот главный приз и диплом Гильдии киноведов — уже явно компромиссные решения.

В обоих случаях голосование было далеко не единогласным, но, по крайней мере, категорических возражений против нейтральной "Его дочери" ни у кого не возникло. В отличие от провокационного "Дизлайка" режиссера Павла Руминова, самого известного участника конкурсной программы. Постмодернистский слэшер про популярных видеоблоггеров, которых убивает загадочный маньяк, обрел как сторонников, так и ярых противников, в том числе среди членов жюри.

Откровенно жанровое кино (причем в жанре, традиционно считающемся "низким") вряд ли могло претендовать на что-то большее, чем диплом в технической номинации «За операторскую работу» - действительно отличную. Впрочем, коммерческие перспективы у "Дизлайка" лучше, чем у других участников конкурса "Окна в Европу". Хотя бы потому, что фильм снят на актуальную молодежную тему, а в главной роли — популярный видеоблоггер Мария Вэй.

На показ "Дизлайка" организаторы привезли группу питерских видеоблоггеров, зафрахтовав огромный лимузин. И кто знает – возможно, именно в руках этих честолюбивых подростков, с детства влюбленных в видеокамеру и монтирующих фильмы каждый день, будущее отечественного кино. Ну а печальное оно или обнадеживающее, решать зрителю.

Комментарии
Прямой эфир