Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

VOICES-2016: одинокий голос человечества

Кинофестиваль в Вологде показал героев на сломе времен
0
VOICES-2016: одинокий голос человечества
Кадр из фильма «Тэли и Толи» Александра Амирова Фото: ruskino.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В этом году вологодский фестиваль VOICES, прошедший в седьмой раз, заметно уменьшился в объеме — уложился в три дня. И впервые в истории кинофорума отсутствовало жюри: из шести конкурсных картин лучшую выбирали любители кино. Ею стала лента «Тэли и Толи» Александра Амирова (Россия).  

— За эти годы фестиваль сформировал в Вологде своего зрителя, который может сам определить победителя, — сказала «Известиям» арт-директор VOICES Коринна Даниелу.

 VOICES — не единственный вологодский фестиваль, в названии которого упоминается слово «голос». Но если «Голоса истории» и «Голос ремесел» обращены к российской истории и народной культуре, то VOICES совмещает кино зарубежное и российское.

«Европейский экспресс» (как называлась одна из программ) мчался параллельно с «Нашим новым кино». Российские короткометражки соседствовали с зарубежными документальными картинами, которые впервые на фестивале составили пусть небольшой, но отдельный раздел.

Признания любви к Вологде звучали постоянно. В том числе от почетного гостя VOICES — режиссера Марлена Хуциева, пребывание которого на фестивале можно назвать большой победой его устроителей. «Я чувствую себя в какой-то степени вологжанином», — неоднократно говорил мэтр, представивший публике две свои легендарные картины: «Мне двадцать лет» и «Был месяц май».

Что же «выговаривали» режиссерские голоса? Авторы показывали героев на сломе времен, исследовали процесс крушения социальных и семейных связей и отчаянные попытки их восстановления. Порой человеческое послание перекрывало недостатки фильма, как в случае с «Теваником» Дживана Аветисяна (Армения, Литва), открывшим конкурс, и картиной «Тэли и Толи» Амирова, показанной под занавес.

 У Аветисяна межнациональная рознь времен распада СССР освещена с трагическим нагнетанием. Амиров снял комедию о том, как проведение государственной границы сказывается на жизни грузинской и осетинской деревень-соседей. Огрехи сценария, уязвимость режиссуры и с перехлестом играющие «восточный темперамент» актеры присутствуют в обоих фильмах, но в «Тэли и Толи» подкупает добродушная интонация и четкое послание: дружба людей, живущих на одной земле, сильнее любых границ. 

На мой взгляд, лучшим фильмом конкурсной программы была «Новая Эва» режиссера Марко Скопа (Чехия, Словакия). Не претендуя на эксперименты с формой, картина ранит своей безыскусной простотой и действует гораздо сильнее эмоционального нажима иных фестивальных лент.

Эва Нова (Эмилия Вашариова), популярная в прошлом актриса, выходит из клиники, где лечилась от алкогольной зависимости. Вопреки названию, намекающему на «новую эру», жизнь Евы не спешит начаться заново. В семье сына она лишняя, как и в профессии. Стоит посмотреть в глаза Вашариовой, когда ее героиня спрашивает пожилого коллегу: «Не понимаю я нынешних режиссеров, которые требуют: меньше эмоций! Но как можно играть без них?». От крупных планов исполнительницы не оторвать глаз. Она очень тонко играет актрису, но завораживающе интересной становится в моменты, когда оставляет весь этот «театр жизни».

Смешением жанров отличился представленный вне конкурса «Монах и бес» Николая Досталя. Сюжет на основе монастырских преданий, в бэкграунде которого «Симеон столпник» Бунюэля и другие фильмы о религиозных «страстях» и чудесах, решен в комедийном ключе и в формате «для широкой аудитории».

VOICES-2016: одинокий голос человечества

 — Если говорить о серьезном по-серьезному, это воспринимается с трудом, — сказал режиссер «Известиям». — Лучше рассказывать об этом с улыбкой и иронией — даже в отношении такой вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. Я стремился снять трагикомедию, и если приблизился к этому, то очень рад.

Стремлением наладить «дней связующую нить» подкупают «Ке-ды» Сергея Соловьева, снятые в основном в монохроме. Историю отношений странного паренька (студент ВГИКа Николай Суслов) и молодой женщины (Аглая Шиловская), провожающей его в армию («в октябре 2015», — тревожно сигналят титры), режиссер помещает в контекст истории.

VOICES-2016: одинокий голос человечества

В финале он монтирует эпизод из «Летят журавли» (те, где Вероника рвется к уходящему на фронт Борису) с аналогичными своими кадрами. Соловьев намеренно разрубает повествование поясняющими титрами; обнажает швы и шероховатости; может «просто так» пригласить в кадр свою музу Татьяну Друбич. Тем не менее фильм в целом воспринимается как лирическое размышление режиссера о возрасте, когда «мне двадцать лет».

Интервью с народным артистом СССР Марленом Хуциевым и народным артистом России Николаем Досталем читайте в ближайших номерах «Известий».  

Справка «Известий»

VOICES (Vologda Independent Cinema from European Screens) — международный кинофестиваль, поддерживающий молодое европейское кино. Каждый год форум представляет работы как известных, так и начинающих кинематографистов. За семь лет существования VOICES Вологду открыли для себя такие звезды кинематографа, как Паоло Тавиани, Клаудиа Кардинале, Кшиштоф Занусси, Хью Хадсон, Белла Тарр, Йос Стелинг, Пабло Берхер, Катя Риманн, Гоша Куценко, Александр Сокуров, Алексей Гуськов, Яна Троянова, Василий Сигарев и многие другие.

Комментарии
Прямой эфир