Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Человек в миниатюре

197 монет и 26 предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры и керамики представлены на выставке «Наметив контуры резцом…»
0
Человек в миниатюре
Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Наметив контуры резцом…». Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени». Экспозицию составили 197 монет и 26 предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры и керамики.

Часть экспонатов — из афинского Музея Бенаки, часть — из собственного собрания ГМИИ. Хотя Пушкинский у большинства посетителей ассоциируется с живописью и скульптурой, коллекция музея включает огромное количество монет и медалей — более 171 тыс. экземпляров (больше у музея только графики).

Человек в миниатюре




























​​​​​​


Экспонаты, представленные на выставке — пожалуй, не самые ценные и не самые редкие. Но здесь суть — в концепции. Последовательно разглядывая монеты, посетители могут увидеть эволюцию изображения человека в чеканке.

— Делая эту выставку, мы стремились сломать привычные представления о монете как скучном сухом предмете, который интересует только финансовых работников и чудаков-коллекционеров, — сказал куратор выставки, заведующий отделом нумизматики Пушкинского музея Сергей Коваленко. — Монета — это часть человеческой культуры, и, что самое интересное, именно изображение человека, человеческого тела является одним из важнейших монетных сюжетов. 

Человек в миниатюре













​​​​​​


На самых древних экземплярах — боги или люди. На серебряной тетрадрахме из Афин (около 500 года до н.э.) помещен профиль богини Афины, а на бесформенной золотой монете из Кизика (древний город в Малой Азии, около нынешнего Стамбула) изображена фигура коленопреклоненного юноши, рядом с которым рыба. Артефакт датируется VI–V веком до н.э.

Восточные монеты не менее интересны, и на них нередко можно увидеть не просто фигуру, а целую композицию, включающую различные предметы. Два золотых динара Кушанского царства (страна на территории современных Пакистана, Афганистана и Северной Индии) представляют многорукого Шиву и богиню Ардохро с нимбом и рогом изобилия.

В период расцвета Древней Греции и других средиземноморских государств на монетах появляются портреты политических лидеров. Причем античные мастера стремятся к максимально реалистичному и анатомически верному рисунку.

Портрет Александра Македонского в профиль на бронзовой монете Македонского союза поражает детализацией (есть даже небольшая горбинка на носу!) и экспрессией — развевающаяся грива волос создает очень эффектный образ.

Даже при изображении мифических персонажей резчики Средиземноморья добиваются максимального человекоподобия и естественности. На двух серебряных декадрахмах из Сиракуз мы видим нимфу Аретузу. Изображение лица — практически одинаковое, как будто срисовывали с одной и той же модели. А вот прически разные, невероятно изысканные. Кстати, благодаря такому подходу мы имеем достаточно полное представление о внешности античных лидеров, ведь монеты сохраняются лучше любых других изображений.

Человек в миниатюре








​​​​​​

В Средние века ставка опять делается на обобщенный образ — не столько конкретного человека, сколько носителя верховной власти. Так, на английских монетах от века к веку изображали практически одни и те же образы с минимальной корректировкой и только в XV веке стали появляться более или менее узнаваемые портреты монархов.

Выставка открыта до 30 октября.

Комментарии
Прямой эфир