Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минфин научит журналистов писать про финансы

Эксперты полагают, что лучше бы ведомство озаботилось финграмотностью блогеров
0
Минфин научит журналистов писать про финансы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин озаботился уровнем финансовой грамотности журналистов. С сентября по декабрь 2016 года ведомство собирается провести серию бесплатных курсов для представителей 150 федеральных и региональных СМИ. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к ведомству.

Собеседник уточнил, что министерство запускает курсы для журналистов в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который стартовал в 2013 году. Ведомство вложило в программу $88 млн, $25 млн выделил взаймы Всемирный банк (кредит выдан на 14 лет). По оценкам ВБ, успешная реализация проекта по повышению финграмотности может обеспечить финансовой системе России около 14,5 млрд рублей в год за счет того, что граждане начнут больше сбережений вкладывать в банки. По итогам пилота с сентября 2016 года школьники с 1-го по 11-й класс начнут изучать финансовую грамотность. 

Теперь Минфин взялся и за журналистов. С сентября по декабрь этого года ведомство проведет 11 обучающих мероприятий для СМИ в Москве и еще в девяти российских регионах (Волгоградская область, Калининградская область, Архангельская область, Томская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ставропольский край, Алтайский край, Саратовская область). Тьюторами станут представители Минфина, ЦБ, Роспотребнадзора, финансовых компаний и др. По итогам курсов министерство проведет анкетирование журналистов, сертификаты выдаваться не будут.

В Минфине считают, что СМИ и соцсети играют ключевую роль в формировании финансового поведения населения.

— Журналисты, которые пишут об экономике и финансах, должны разбираться в теме и грамотно доносить информацию до населения, — указал источник, близкий к Минфину. 

В Центробанке позитивно восприняли инициативу Минфина.

— Финансовое образование нужно всем, и то, что Минфин начинает такой проект среди журналистов, отлично, — прокомментировали в пресс-службе ЦБ. — Банк России уже более десяти лет проводит специальные семинары по своей тематике для представителей СМИ, на которых выступают руководители регулятора, директора департаментов, ведущие специалисты.  

В ЦБ указали, что подобные семинары —  не только «страховка» от ошибок, но и возможность детально обсудить с журналистами новые вызовы, проблемы, направления деятельности, разъяснить их СМИ. 

А по мнению представителя одного из ведомств финансово-экономического блока, эффективность проекта Минфина по повышению финграмотности населения вызывает большие вопросы, поскольку с момента его запуска мало что поменялось. По данным Национального агентства финансовых исследований, финансово безграмотными являются 20% россиян. НАФИ проводило исследование в апреле 2016 года. 73% россиян, по данным мартовского обзора НАФИ, не имеют сбережений.

Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова согласна с этой точкой зрения.

— Финансы — предмет специфический, без понимания темы крайне сложно писать об этом, к тому же писать на понятном для неспециалистов языке, —  пояснила Тамара Касьянова. —  Поэтому в СМИ, где финансовая тематика выделена в отдельный раздел, как правило, работают грамотные специалисты. Довольно сложно представить, что нового могут предложить финансовым журналистам на семинарах: научить каким-то специфическим темам за курс невозможно, да и нет необходимости из-за их узости, а подавать правильно материал — это задача больше для редактора, чем для финансового аналитика.

Эксперты предлагают Минфину перенять опыт ЦБ, когда семинары проводятся для обсуждения актуальных тем, которые необходимо освещать в прессе.

— Если семинары будут направлены на организацию совместной работы по повышению финансовой грамотности населения — они будут уместны, а учить журналистов писать про финансы необходимости нет, — считает Тамара Касьянова. 

По мнению гендиректора МФО «Манни Фанни» Александра Шустова, логичнее заняться повышением финансовой грамотности блогеров.

— Медиасфера бурно развивается, в том числе за счет блогеров, соцсетей, появления лидеров мнения, не имеющих привязки вообще ни к издательским домам, ни к зарегистрированным СМИ, — пояснил эксперт.

Официальные представители Минфина уточнили, что повышение уровня финграмотности блогеров в планах ведомства пока нет.

Комментарии
Прямой эфир