Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На протяжении последних лет напряженность в Центральной Азии постоянно нарастает. Это и страшная гражданская война в Таджикистане с 1992 по 1997 год. Это и события в Киргизии — сначала две революции 2005 и 2010 годов, и страшная кровопролитная резня в июне 2010 года в Оше и окрестностях. Это и попытки таких экстремистских группировок, как «Исламское движение Узбекистана» (потом эта организация стала называться «Исламской партией Туркестана») прорваться из северной части Афганистана в Узбекистан.

Вместе с тем в Казахстане в течение всех 25 лет со дня провозглашения независимости республики сохранялась относительно спокойная ситуация. Конечно, аналогичные тенденции подспудно развивались и там, но тем не менее правоохранительным структурам Казахстана удавалось успешно купировать эти процессы.

Однако несколько лет назад власти Казахстана стали проявлять беспокойство. Многие интернет-сайты, которые, на взгляд правоохранительных органов, распространяли экстремистские, террористические призывы, были закрыты.   

Не так давно была принята долгосрочная программа, в которой уделяется большое внимание профилактике и предотвращению террористической деятельности. Основной упор делается на образование молодежи: разработаны специальные программы для детских садов, школ и высших учебных заведений. Детям, школьникам и студентам объясняют, что такое терроризм, как с ним бороться, как не попадаться на удочку вербовщиков и т.д. 

И тем не менее недавно в Казахстане случилось то, что случилось. Почему? Здесь может быть несколько объяснений.

Казахстан, так же как и Россия, Азербайджан, Туркмения, в какой-то степени и Узбекистан, — нефтедобывающая страна, строящая свою бюджетную политику, отталкиваясь именно от нефтегазовых доходов. Благодаря этому Казахстан долгое время мог обеспечивать высокий уровень благосостояния своих граждан. Однако из-за падения цен на углеводороды в последние годы экономическая ситуация даже в этой благополучной республике стала ухудшаться.  

Естественно, что в ответ на это правительство Казахстана стало разрабатывать различные реформы, многие из которых оказались очень непопулярными. Скажем, массовые акции протеста вызвала так называемая земельная реформа, а недовольство граждан вылилось в многочисленные митинги.

Внутренней нестабильностью в стране быстро воспользовались экстремистские группировки, которые активизировали свою деятельность. Причем напряженность нарастает не только в Казахстане, но и других государствах региона, который по праву можно назвать подбрюшьем России.

Инциденты, подобные тому, который не так давно случился в Актобе, могут произойти и в других странах Центральной Азии. В поле зрения террористических группировок в первую очередь попадают страны с тяжелыми экономическими проблемами, например Киргизия, где помимо прочего в 2017 году должны состояться президентские выборы.

Если обратиться к другим ближайшим соседям, например, Афганистану, то и тут ситуация ухудшается. На сегодняшний день многие из террористических группировок, действующих в странах Центральной Азии, напрямую связаны с «Талибаном». Сами талибы за последний год начали активно переходить под крыло запрещенного у нас «Исламского государства». Отдельные региональные группировки исламистского толка тоже периодически заявляют о своей приверженности идеям ИГИЛ, рассчитывая таким образом получать дополнительные денежные средства и военную помощь.

Все это в совокупности делает обстановку в Центрально-Азиатском регионе буквально взрывоопасной.

И противостоять этому нужно уже сейчас, так как бездействие в данном случае грозит возникновением новых очагов напряженности на постсоветском пространстве. 

Так что мы можем противопоставить ползущей с юга «чуме»?   

Тут необходимы совместные усилия всех стран региона. Следует обратить больше внимания на взаимодействие внутри Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

Конечно, Узбекистан приостановил свое членство в ОДКБ, Туркмения по-прежнему сохраняет нейтралитет, но остальные страны региона — Казахстан, Киргизия и Таджикистан — являются полноценными участниками этой организации.

Перечисленные страны входят и в другое региональное объединение — Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), участие в которой открывает перед ними дополнительные возможности по борьбе с террористической угрозой. ШОС, конечно, не планировалась как военная организация, но в ее Хартии есть пункт — «Обеспечение безопасности государств — членов ШОС». И в сложившейся ситуации требуется усилить эту составляющую.

Террористические группировки, угрожающие стабильности Центральной Азии, ведут активную деятельность и на территории Пакистана, особенно в северной его части — в так называемой «зоне племен». Это государство может стать полноправным членом ШОС уже в ближайшее время. В конце июня должен состояться саммит ШОС, на котором Индия и Пакистан, накопившие немалый опыт в борьбе с террористической угрозой, станут постоянными членами этой организации. 

Таким образом, в рамках перечисленных организаций — ОДКБ и ШОС — открываются широкие возможности для координации усилий по борьбе с терроризмом, по эффективному противостоянию этой угрозе. 

Понятно, что в свете последних событий Астана усилит меры безопасности, активизирует имеющиеся инструменты по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Однако налаживание взаимодействия с партнерами по ШОС и ОДКБ сделает их антитеррористическую деятельность еще более эффективной. 

Я убежден, что противостоять распространению терроризма можно только совместными усилиями, координируя действия спецслужб, обмениваясь информацией и опытом борьбы с этой «чумой» XXI века.

Автор — старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир