Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минфин и Центробанк готовят реформу лизинга

В ЦБ считают, что лизинг по стоимости для бизнеса может составить достойную конкуренцию кредитам
0
Минфин и Центробанк готовят реформу лизинга
Фото: Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин и Центробанк решили заняться реформой на рынке лизинга, который по объему — более 3 трлн рублей — уже занимает второе место после банковского кредитования в России. В частности, планируется перевести лизинговые компании на отчетность по международным стандартам, ввести саморегулирование на рынке, заключение сделок в электронной форме, а также создать реестр лизинговых договоров — по аналогии с существующими бюро кредитных историй и бюро страховых историй.

Об этом сообщил директор департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев. Сегодня о нюансах реформирования лизингового рынка ЦБ и Минфин сообщили 30 крупнейшим компаниям отрасли. Начало реформы намечено на осень 2016 года — для внедрения изменений необходимо положительное решение правительства. 

Лизинг — это долгосрочная коммерческая аренда, по истечении срока контракта право собственности может переходить к лизингополучателю. В прошлом году на заседании антикризисной комиссии первый вице-премьер России Игорь Шувалов назвал лизинг наиболее эффективным инструментом поддержки бизнеса «в условиях дефицита кредитных ресурсов и высокой кредитной ставки».

По оценкам Игоря Шувалова, «лизинг выступает одним из самых важных инструментов по поддержке автопрома», он «занимает до 60% рынка профильных услуг». Представитель ЦБ уверен: у отрасли, насчитывающей свыше 3 тыс. компаний, большой потенциал, а лизинг по стоимости для бизнеса может составить достойную конкуренцию кредитам. Ставки по корпоративным кредитам сейчас находятся на уровне 11–22% годовых, по лизингу в среднем — на уровне 20% годовых.

По мнению Сергея Моисеева, роль лизинга недооценена, она крайне важна в вопросе модернизации экономики. Например, в железнодорожной или авиационной отрасли, сельском хозяйстве. Всё это невозможно без масштабной реформы отрасли. 

— У лизингового рынка нет профильного регулятора, — отметил Сергей Моисеев. — Отрасль не подчиняется никому, отчитывается только перед Росстатом, Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом. Компании, главным образом, ведут отчетность по российским стандартам (РСБУ). Крупные игроки — и по РСБУ, и по МСФО. На рынке нет саморегулирования, а значит — стандартов деятельности. В первую очередь при введении СРО нужно проработать стандарт по секьюритизации и стандарт раскрытия информации лизинговыми компаниями. У участников отрасли нет налаженной системы корпоративного управления — например, независимых членов советов директоров, комитетов по рискам и аудиту и т.д. Реформы необходимы для того, чтобы отрасль стала максимально прозрачной. В этом случае лизинговым компаниям будет облегчен доступ к финансовым рынкам, что повлечет снижение стоимости лизинга. Обследование лизингового рынка, которое проводят ведомства, закончится к осени 2016 года, и при положительном решении властей стартует реформа на рынке. Регулятор рынка лизинга не определен (речь идет о пруденциальном надзоре — «раннем» надзоре, позволяющем выявлять потенциальные проблемы в деятельности финансовых институтов. — «Известия»). 

По словам Сергея Моисеева, какое-либо из ведомств сможет вести реестр лизинговых компаний, а в 2019 году возможен переход отрасли на отчетность по МСФО. Вероятно, переход на МСФО для небольших компаний будет болезненным, поэтому разработчики реформы предусматривают переходный период для отрасли до 2019 года. 

По словам гендиректора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, который также присутствовал на мероприятии, в Европе 20% финансирования бизнеса приходится на лизинг, 80% — на кредитование. В России — 5–6% на лизинг и 94–95% — на кредитование. В то же время, по словам Дмитрия Зотова, взаимодействовать с недобросовестными заемщиками по лизингу проще, чем при кредитовании.

— Два просроченных лизинговых платежа, и мы забираем предмет аренды, — поясняет он.

И объем проблемных долгов по лизингу (платежи с просрочкой от 90 дней) составляют 5% от портфеля, в то время как объем проблемных долгов по банковским кредитам — 10% от портфеля, указал Сергей Моисеев. 

— Лизинг — это всегда овеществленная форма финансирования, — отмечает предправления лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов. — В отличие от других форм кредитования в сделке есть актив (оборудование, транспорт), который предоставляется тому предприятию, которому он нужен. Такое целевое инвестирование очень хорошо для экономики нашей страны. И расцвет этого инвестирования произошёл в том числе и потому, что отрасль регулировалась рыночными способами.

По мнению представителя компании «Европлан», регулирование, особенно в том виде, в котором мы его видим в отношении банков, может нарушить этот баланс.

— Надо признать, что обострение интереса к отрасли сейчас связано не с деятельностью частных лизинговых компаний, а с провалом, колоссальными убытками нескольких лизинговых компаний — как раз с непосредственным участием государства, — говорит Александр Михайлов. — Поэтому у будущего регулирования есть огромный риск дальнейшего вытеснения эффективного частного бизнеса. Финансовый лизинг «перекочует» в аренду с правом выкупа. Есть надежда, что уж аренду не будут пока регулировать и требовать составлять реестры всех сделок аренды всех компаний России.

Представитель ЦБ подчеркнул, что в дальнейшем нужно переводить лизинговую отрасль на смарт-контракты (предусматривают автоплатежи в рамках договора лизинга), а также на электронный формат взаимодействия с властями. 

Власти стараются стимулировать развитие отрасли различными программами. Так, согласно постановлению правительства, принятому в конце 2011 года, российским авиаперевозчикам предоставляются субсидии из бюджета на возмещение части затрат на уплату платежей за воздушные суда, предоставленные лизинговыми компаниями. Документ направлен на развитие в стране региональных перевозок. Для реализации постановления в этом году предусмотрено более 2 млрд рублей. На лизинг автопрома — 5 млрд. 

Но чтобы реформировать отрасль, нужно менять психологию российских предпринимателей. Бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду.

В Минфине не предоставили оперативный комментарий. 

Комментарии
Прямой эфир