Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Контрабанда не прошла Минэкономразвития

В ведомстве не поняли, зачем Минпромторг написал законопроект об ужесточении наказаний за контрабанду товаров легкой промышленности
0
Контрабанда не прошла Минэкономразвития
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минэкономразвития раскритиковало законопроект Минпромторга о контрабанде и контрафакте продукции легпрома — ряд поправок в Уголовный кодекс, которые предлагают карать нарушителей лишением свободы до 12 лет. Минэк не нашел обоснований для корректировки существующих наказаний.  

Минэкономразвития провело оценку регулирующего воздействия законопроекта Минпромторга о поправках в УК «в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности», следует из документов ведомства. Оценка Минэка (есть в распоряжении «Известий») — отрицательная. В заключении министерства говорится, «что разработчиком не представлено достаточных обоснований необходимости разработки проекта».

Согласно позиции Минэкономразвития, «остается неясным, наблюдается ли резкий рост выявленных правонарушений в области незаконного перемещения продукции легкой промышленности через таможенную границу Евразийского экономического союза», что могло явиться причиной пересмотра действующей системы наказаний. Тем более ни законодательство России и Евразийского экономического союза, ни проект Минпромторга не содержат понятия «товары легкой промышленности».

Напомним, Минпромторг представил свои поправки в УК в конце 2015 года на фоне ухудшающихся отношений с Турцией. Тогда в ведомстве отмечали, что на долю импорта одежды из этой страны приходилось 6,5% — это был третий по величине поставщик вещей в Россию. А вот объем контрабанды (товары, ввезенные с нарушениями таможенных правил) из этой страны стоял вторым по величине поставок после «элитных» вещей из Европы. 

Минпромторг сообщал, что корректировки в УК подготовил «в целях сокращения объемов незаконно ввозимых и реализуемых» в России товаров легпрома, в том числе фальсифицированных и контрафактных. Хотя само ведомство не давало примерных оценок объема «серого» рынка вещей.

Ведомство предлагало упростить порядок уничтожения контрабанды и фальсификата: по решению суда, признающего тот или иной товар контрабандным, сразу переходить к уничтожению, не переводя его в собственность России. 

Существующие правила игры, судя по всему, действительно тяжкие, поскольку, по данным участников рынка, за последние пять лет в России уничтожили лишь 1,5 кг товаров легпрома по решению суда. 

Минпромторг в законопроекте также предложил ужесточить уголовные наказания за провоз контрабанды через таможенную границу Евразийского экономического союза. При стоимости продукции более 250 тыс. рублей частному лицу — штраф до 1 млн рублей либо заключение на пять лет, должностному лицу — такой же штраф плюс лишение свободы до 7 лет, организованной группе — штраф до 2 млн рублей либо лишение свободы до 12 лет. 

Кроме того, Минэкономразвития указывает на то, что Минпромторг не представил данных о количестве участников отношений, интересы которых будут затронуты проектируемым регулированием «в связи с отсутствием источников необходимых данных». Минэкономразвитию представляется, что при осуществлении государственного регулирования и определении новых мер воздействия необходимо понимать порядок таких цифр.

Также предложения Минпромторга в отношении контрабанды и контрафакта, по мнению Минэкономразвития, являются противоречащими позиции президента России, которая определена в послании к Федеральному собранию 3 декабря 2015 года. Речь идет о ‎переведении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений с оговоркой, что повторное совершение нарушения должно квалифицироваться как уголовное деяние.

В оценке ругулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвития приходит к выводу, что проект об ужесточении наказаний за фальсификат легпрома и нелегальный провоз вещей через границу вводит избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц. Кроме того, в ведомстве считают, что положения проекта приводят к возникновению необоснованных расходов всех уровней бюджетной системы. 

По данным Центра международной торговли Москвы, в 2015 году общий импорт текстильной продукции и обуви в Россию составил $8,1млрд (-34,1% по сравнению с 2014 годом). Лидер — Китай ($3,8 млрд, -37,1%), Италия ($530 млн, -33,1%), Бангладеш ($518,8 млн, -11,7%). Турция поставила одежды, обуви и прочих изделий на $715,8 млн (-38%). До 40% от объемов импорта приходится на контрабанду и контрафакт, считают в Ассоциации текстильщиков.

Комментарии
Прямой эфир