Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Из «Митьков» — в космос

Черно-белые и цветные «Виды» Константина Батынкова выставлены в Музее Москвы
0
Из «Митьков» — в космос
Фото автора
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее Москвы открылась выставка Константина Батынкова «Виды». Это самая масштабная экспозиция известного мастера — представлено около сотни картин.

Константина Батынкова знают как члена творческой группы «Митьки». Его работы есть во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и Государственном центре современного искусства. Человек он немногословный, скромный, поэтому о нем больше рассказывали друзья.

Из «Митьков» — в космос

 — Костя Батынков — один из тех художников, которому выставочное пространство Музея Москвы не просто подходит, он будто сросся с этим местом, — говорит директор Pop/off/art gallery Сергей Попов (из запасников возглавляемой им галереи представлены полотна). — Выставка построена вокруг главного умения Кости — мгновенно перенести нас из какого-то конкретного места и сюжета буквально в космос. 

Куратор выставки Евгения Кикодзе находит в картинах Батынкова «анимационный эффект».

— Пространство здесь дышит и пульсирует. Кажется, что некоторые объекты, например вертолеты, движутся сами, но с другой стороны, ими управляет какая-то сила.

«Анимационный эффект» дает о себе знать в натюрмортах и ландшафтах: в композиции с подсолнухами открывается свой микромир, а заросли и строительные завалы из серии «Другая жизнь» кажутся шевелящимися, словно конечности членистоногих или морские водоросли. Но сильнее он заметен в отношении городских пейзажей и видов Кремля. Безнадежно открыточные они будто оживают в атмосфере дрожащего, наполненного туманами, каплями дождя и цветными всполохами воздуха. 

Из «Митьков» — в космос

Полотна, посвященные столице, выполнены в цвете. Хотя большинство картин Константина Батынкова на выставке — черно-белые. Посетители гадали почему. Кому-то казалось, что это модно — писать картины, используя лишь одну черную краску. Другие видели в этом глубокий смысл. Картины Батынкова, посвященные войне, — явный отсыл к хронике с линии фронта.

— Видите, на этой стене висят полотна с подводными лодками, парусниками? — ведет экскурсию друг художника, клоун Андрей Климак. — Думаете, что их объединяет? Вот эта фигурка девушки (серия «Бегущая по волнам»). Она будто стремится спасти этот корабль или отогнать мину от эсминца. 

Экспозиция Батынкова — масштабная, но ни одно полотно не обрамлено и не положено под стекло. Все картины приколоты канцелярскими булавками к стене. Просто и по-домашнему. Будто художник не видит ценности своих картин. Тем более что большинство из них написано на обоях.

Из «Митьков» — в космос

— Это хорошая, прочная импортная бумага, — признается Константин Батынков. — Обои с фактурой холста. Их еще используют под покраску. Но на обоях рисую не я один. Многие известные художники так пишут.

По мнению Батынкова, он занимается отчаянной профессией: «Художник — это человек, который жертвует собой: то зарабатывает денег, то нет. У творческих людей так — полоса белая, полоса черная».

Точно, как на его картинах. Пояснять свое творчество Константину сложно. 

— Мое дело — картинки рисовать, — скромничает художник. — И совершенно не могу ничем объяснить, как появляется та или иная работа. Как у композитора — он не объяснит, откуда музыка берется. Любое объяснение творчеству — вранье. Люди приходят на выставку, и у кого-то срезонировало — побежали мурашки по коже. Нет такого — значит, не понравилось.

Проверить, «срезонируете» ли вы с картинами Константина Батынкова, можно в Музее Москвы (Зубовский бульвар) до 3 июля.

Комментарии
Прямой эфир