Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Террор и варвары в подвале Табакова

«Табакерка» представила политический триллер Джона Кутзее шокирующе откровенно
0
Террор и варвары в подвале Табакова
Фото: Ксения Бубенец
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В подвале на Чаплыгина, или — официальным языком — в Театре-студии под руководством Олега Табакова, прошла премьера спектакля «В ожидании варваров», поставленного по одноименному произведению нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее. Комитет престижной премии назвал этот роман политическим триллером. В театре его представили шокирующе откровенно.

Разрешение на постановку режиссер Александр Марин получил от самого Кутзее. Главную роль в спектакле сыграл народный артист России Андрей Смоляков. С момента последней премьеры актера на сцене «Табакерки» прошло восемь лет.

Террор и варвары в подвале Табакова

— Для меня Судья интересен тем, что такую категорию людей я еще не играл — ни в кино, ни в театре, — рассказывает Смоляков. — Это что-то новое и немного пугающее. Язык Кутзее аллегоричен, не конкретен. Его произведение не привязано ни к месту, ни ко времени. И то, о чем он пишет, до противности современно. Иногда на репетициях, произнося текст, я ловил себя на том, что цитирую интернет.

«В ожидании варваров» — история про столкновение цивилизации с миром, который мы называем варварским. Хотя непонятно, кто из героев более варвар. 

В небольшой городок на границе Империи прибывает Полковник (Александр Фисенко) с вестью о том, что в ближайшее время ожидается вторжение варваров. Но старый Судья не видит никакой опасности — в городе практически нет преступности. Полковник непреклонен, он захватывает в плен семью рыбаков. Судья становится свидетелем пыток, но все его старания вразумить Полковника неубедительны.

«Как вы понимаете, когда человек говорит правду, а когда лжет?» — интересуется Судья у Полковника. — «По тональности».

Судья не смог спасти старика, который умер от истязаний. Но пытается спасти его внучку. Она осталась жива, хотя ослепла и с трудом передвигается.

Девушку сыграла Яна Сексте. Хореограф Николай Реутов устроил актерам настоящее испытание, а Яне — буквально «школу выживания».

По словам Яны, режиссер потребовал от актеров отчаянной откровенности по отношению к собственному мировоззрению и телу. 

Актрису не только поднимают, ее подкидывают, крутят, вертят — да так, что зрители серьезно переживают. Муки сломленной женщины Яна Сексте передает с неподдельными страданиями. Такой материал не каждый день выпадает. Да и за тем, что происходит с героем Андрея Смолякова, наблюдать интересно и тяжело одновременно. С точки зрения актерского вызова такие роли — просто подарок.  

Террор и варвары в подвале Табакова

Великолепен весь актерский ансамбль, начиная от выпускников Театрального колледжа Табакова, которые плотно заняты в репертуаре театра. Посмотреть на игру молодежи стоит всем, кто мыслит себя в актерской профессии.

— Сказать, что история актуальна, — вообще ничего не сказать, — говорит Яна Сексте. — Я даже была шокирована, что театр решился совершить такой поступок. Для меня вопрос «свои-чужие» — странен и дик. В спектакле я варварка, в кино — американка, в России  — латышка (смеется). Я всё время своя среди чужих, чужая среди своих.

По мнению режиссера, как только мы начинаем делить людей на «нас» и «их», начинается тот самый процесс варварства. Кто-то в истории, рассказанной Кутзее, увидит ситуацию с беженцами в Европе. А другой перелицует ее на внутренние конфликты и проблемы с соседями. Но в любом случае «В ожидании варваров» — постановка, которая не оставит равнодушным.

Комментарии
Прямой эфир