Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Мастерская без мастера

Большой балет показал работы молодых хореографов
0
Мастерская без мастера
Фото: ТАСС/Сергей Виноградов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой театр представил первый результат деятельности Мастерской молодых хореографов, работу которой курирует экс-худрук Большого балета Сергей Филин.

Представление на Новой сцене заняло без малого три часа. Свои работы показали девять постановщиков, среди которых учащиеся Вагановской академии, танцовщики Большого театра, а также уже признанные «делатели движений»  — например, Иван Васильев, периодически дающий хореографические вечера на сцене Эрмитажного театра в Петербурге. 

Кроме того, зрители увидели композиции в постановке Андрея Меркурьева, Марианны Рыжкиной, Константина Кейхеля, Ирины Лазаревой, Константина Семенова, Артемия Белякова, Софии Лыткиной, Кирилла Радева. 

Обозреватели «Известий» настроились было на аналитический обзор увиденного, тем более что участники со сцены призывали к критическим замечаниям. Но администрация Большого театра попросила этого не делать. Оказывается, данный показ на вместительной Новой сцене — «внутреннее дело театра».

Ранее подобные мероприятия проводились на верхней репетиционной площадке, однако приглашенные критики не имели запретов на профессию. Тем не менее просьба есть просьба. Концерт под названием «Лица» придется представить исключительно в высказываниях его участниках.

— Сначала я услышала музыку Рахманинова, потом посмотрела на артистов. И в какой-то момент появилась идея о прятках, — представила свой номер ученица Вагановской академии Софья Лыткина, уверенная, что детство — лучшая пора.

— Моя работа навеяна творчеством и жизнью Эдит Пиаф. История о женщине, которая потеряла своего возлюбленного. И она пытается воскресить хотя бы мгновение того счастья, — сообщила Ирина Лазарева (Большой театр).

Солист ГАБТа Артемий Беляков заметил, что главное в балете — хорошая музыка, поэтому он обратился к творчеству Богуслава Мартину и Карло Доменикони. А педагог Академии танца Бориса Эйфмана Константин Кейхель («Комната ожиданий» на музыку Эцио Боссо) основное внимание уделил исполнителям — Марии Поповой и Илье Громову, аттестовав их как самых юных участников вечера.

— Я поставил перед хореографами задачу: мы показываем малую форму, и каждый из номеров должен быть оригинальным, — сказал «Известиями» Сергей Филин. — Это лабораторная работа. Они имеют право продемонстрировать свои ошибки — чтобы потом исправить. Мне кажется, в этих ошибках и есть та самая удача и успех. Свои недостатки надо уметь показывать, так же как и достоинства.

Конечно, хотелось, чтобы достоинств было больше. Россия — единственная страна мира, готовящая дипломированных хореографов. Однако на мировом балетном рынке наших постановщиков — кроме реставраторов — практически нет. Исключение — Алексей Ратманский, с успехом ставящий в ведущих театрах мира, но к сожалению, не в Большом.

Кстати, предыдущие мастерские были инициированы им — в бытность худруком Большого балета. Участники первого проекта — Кирилл Симонов и Алексей Мирошниченко — успешно трудятся в театрах России. Юрий Бурлака ставит аутентичные балеты и за рубежом.

Второй опыт Ратманского — восстановленная «Скрябиниана» Касьяна Голейзовского — мог бы стать событием, однако родственники покойного хореографа посчитали, что постановка противоречит авторскому замыслу. «Проиграет от этого только Голейзовский», — сказал тогда Ратманский «Известиям». Так и случилось: в репертуаре ГАБТа до сих пор нет сочинений этого талантливейшего мастера.

«Мастерские новой хореографии» под кураторством Ратманского были разовыми акциями. Сегодняшние «Мастерские молодых хореографов» — часть масштабной Молодежной программы балета Большого театра. У нее есть куратор — Сергей Филин и строка в бюджете. А также поддержка нового худрука балета Махара Вазиева.

— Будем чаще делать вечера современной хореографии. И, может быть, появятся новые балетмейстеры, — надеется худрук.

Хочется пожелать удачи новым «Мастерским», нацеленным на поиск хореографических талантов. Нет сомнений, что хореографов надо выращивать не в вузах, а в театре, где для этого имеются все возможности — залы, артисты, интересующаяся публика.

Отсутствует только одно, но самое главное — Мастер. Народный артист СССР Юрий Григорович в силу возраста уже не может уделять внимание молодым коллегам, а других именитых в Большом нет.

Практика же показывает, что большинство нынешних мэтров выросли в коллективах, которые возглавляли выдающиеся хореографы, или, как Борис Эйфман, имели возможность и желание наблюдать за их работой.

По мнению Эйфмана, мастерская при мастере должна стать основной формой обучения постановщиков.

— Молодым нужна не только возможность поставить — необходима работа с мастером. Чтобы тот объяснил, научил, открыл новое воображение, заставил мыслить хореографически, — подчеркнул хореограф в разговоре с «Известиями».

Для работы в своей мастерской в рамках нового Театра танца Борис Эйфман планирует пригласить первых лиц мировой хореографии — Ноймайера, Килиана, Форсайта. Однако эйфмановский театр Танца пока в проекте, а молодежная программа Большого – уже настоящее. Возможность «продемонстрировать ошибки», конечно, нужна. Но необходимы и условия, помогающие их исправить.      

Комментарии
Прямой эфир