Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили 36 украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Почти половина республиканцев оказалась недовольна итогами переговоров по шатдауну
Мир
Трамп призвал республиканцев поддержать публикацию файлов Эпштейна в конгрессе
Общество
Пугачева лишилась прав на действующий товарный знак «Рецитал»
Мир
Мерц напомнил об исторической ответственности Германии в День народной скорби
Мир
В Италии назвали разрушительным сигналом для ВСУ коррупционный скандал на Украине
Мир
Трамп резко ответил журналистке на вопрос о связях с Эпштейном
Армия
Военнослужащие расчета ТОС-1А «Солнцепек» уничтожили опорный пункт ВСУ
Мир
Трамп сообщил о возможных переговорах с Мадуро
Армия
Бойцы группировки «Центр» отразили вертолетный десант ГУР Украины в Красноармейске
Мир
Пушков заявил о риске тюремного заключения Обамы
Мир
Госсекретарь США Рубио обвинил Мадуро в руководстве наркокартелем
Мир
Президент США поддержал идею санкций против стран за сотрудничество с Россией
Спорт
Гол Капризова в овертайме принес «Миннесоте» победу над «Вегасом»
Общество
В Госдуме предложили установить мораторий на повышение цен на бензин
Мир
Депутат АдГ назвал жутким аукцион вещей жертв холокоста в Германии
Происшествия
ФНП предложила меры для защиты рынка вторички от оспаривания сделок

В МГУ простились с филологом Ириной Петровицкой

Несмотря на смертельную болезнь, известная исследовательница творчества Льва Толстого успела завершить труд своей жизни
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ирина Викторовна Петровицкая, известная во всем мире филолог, умерла 24 мая. Почти полвека она проработала на кафедре истории русской литературы и журналистики МГУ, занимаясь исследованием творчества Льва Толстого.

— Замечено, что у позднего Толстого было преимущественно мужское окружение. Его последователи — это толстовцы: не случайно даже слово «толстовка» — это скорее вид одежды, — говорит писатель Игорь Волгин.

Исключением была Ирина Петровицкая.

Она относилась к Толстому трогательно и трепетно, как к живому человеку. И считала делом своей жизни донести до широкого круга читателей то, что мы не знаем о Толстом: его публицистику.

— На филфаке МГУ говорили, если хочешь найти о Толстом что-то интересное, нетривиальное, новое — нужно идти к Петровицкой, — вспоминает Фекла Толстая. — Ирина Викторовна занималась публицистикой Толстого. Это то, что находилось вне поля зрения широкой общественности. Она старалась донести до масс идеи и мысли позднего Толстого. Мы почти ничего не знаем об этом, однако Ирина Викторовна считала, что именно идеи зрелого писателя, пришедшие к нему на закате жизни, — самое важное, что нужно знать. 

Она была открыта новому. Горячо приветствовала идею выложить в открытый доступ все черновики Толстого, вела собственный сайт, посвященный всему новому, что связано с именем Толстого. 

Коллеги говорят, что Ирина Петровицкая совершила подвиг. В самом разгаре работы над наследием Толстого ее поразил смертельный недуг. Но Ирина Викторовна не только не сдалась. Она стала работать в несколько раз больше, быстрее, напряженнее, чтобы опередить болезнь. 

Незадолго до смерти она издала последний дневник Толстого и выпустила большую книгу о публицистике писателя.

Филолог Ирина Петровицкая успела закончить труд своей жизни.

Игорь Волгин, писатель

— С Ириной Петровицкой мы были знакомы больше 40 лет. Помню нашу первую встречу: 1975 год, я только начинал работать на факультете. Мы встретились на кафедре и мгновенно разговорились — как будто приятельствовали уже давно. Меня поразили ее открытость, искренность, импульсивность. Надо сказать, что эти качества не покидали ее никогда.

Ирина Петровицкая была человеком с обостренным чувством справедливости. За 40 лет в университетской жизни случались разные нравственные коллизии. Ирина Викторовна не участвовала в кафедральных и факультетских интригах. Всегда и во всем и она вела себя предельно откровенно, не боялась идти на конфликт и говорила правду, даже если лично ей это было совсем невыгодно. Это не столь частое явление в наших академических кругах.

Она была совершенно бескорыстным человеком, что особенно сказалось в ее абсолютной преданности Льву Толстому. 

Несколько лет она жила под дамокловым мечом. У нее был тяжелый, смертельный недуг. Но при этом она отнюдь не доживала жизнь. Она строила планы, в частности, касающиеся истории Московского университета, которые мы, будучи коллегами по ряду изданий, с ней заинтересованно обсуждали. Много лет она издавала и популяризировала публицистику Толстого. Это те материалы, которые долго находились вне общественного внимания, были разве что в полном собрании сочинений — издании малотиражном и малодоступном. В этом смысле Ирина Петровицкая — настоящая подвижница, воплотившая в себе наследственные черты русской интеллигенции.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир