Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сейчас, когда террористические организации активизируют свою деятельность на территории нашей страны, занимаются вербовкой и распространением экстремистской идеологии, нам катастрофически не хватает эффективных программ по контрпропаганде.

На этой неделе на площадке комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества обсудили возможность внесения ряда поправок в закон о дополнительных мерах противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, принятый в первом чтении Государственной думой.

Эти поправки, в частности, наделяют дополнительными полномочиями не центральную, а региональные власти.

В соответствии с высказанными предложениями на местах будут разрабатываться программы по контрпропаганде и противодействию терроризму — людям будут разъяснять, в чем состоит идеология террористических организаций и ее опасность. Таким образом, органы местного самоуправления должны сформировать у людей неприятие идеологии терроризма.

Вспомните о Варваре Карауловой. Эта одаренная образованная девушка не смогла противостоять той идеологии, которую несет с собой террористическая организация ИГИЛ, запрещенная на территории Российской Федерации. Фактически она стала жертвой вербовщиков, не справившись с их профессиональной пропагандистской обработкой. Сейчас ни для кого не секрет, что террористы используют самые современные информационные технологии для вовлечения в свою деятельность новых людей.

Соответственно ответ должен быть симметричным: мы должны разрабатывать в том числе меры технического противодействия их деятельности.

Поэтому одним из таких шагов, нацеленным на повышение общественной безопасности, но вызывающим при этом серьезные дискуссии, стало предложение увеличить сроки хранения содержания «передаваемой по сетям связи голосовой информации и текстовых сообщений» с шести месяцев до трех лет и значительно расширить объем информации, которую обязаны хранить организаторы распространения информации, например интернет-провайдеры, сотовые операторы и т.д.

В целом эта инициатива логична и вполне закономерна. Но вместе с тем она вызывает некоторую озабоченность, касающуюся как технических, так и политических аспектов.

Если законопроект будет принят в своем нынешнем виде, это может привести к уходу с российского рынка многих игроков и как следствие — к общему дисбалансу российской интернет-отрасли.

Кроме того, реализация нового закона в случае его принятия потребует от операторов связи значительных расходов, существенно превышающих суммарную годовую выручку крупнейших телекоммуникационных компаний.

Высокие расходы объясняются теми огромными объемами информации, которые операторам придется хранить. По предварительным оценкам, общий объем голосового трафика услуг подвижной радиотелефонной связи, который должны будут хранить российские операторы через три года после вступления в силу соответствующих требований, составит около 1,2 Эксабайта данных, а общий объем трафика интернет-услуг подвижной связи — около 15,7 Эксабайта.

Кроме того, важно учитывать, что в настоящее время объем передаваемого по сетям операторов связи шифрованного трафика составляет 49% (с перспективой существенного роста в ближайшее время). Компании в принципе не способны анализировать данную категорию информации. Следовательно, почти половина сохраненных данных, которые передаются по Сети, будет непригодна к анализу и использованию в работе спецслужб.

А теперь о политическом аспекте. Обязательно найдутся люди, которые увидят в этом комплексе мер посягательство на их личную свободу. И вот здесь необходимо выработать строго сбалансированный подход, который не затронет частную жизнь. Любые попытки вмешательства должны быть минимизированы.

Из всего вышесказанного следует, что предлагаемый комплекс мер необходимо вводить поэтапно, чтобы отрасль связи была готова к их реализации. И конечно, принимая пакет антитеррористических поправок, важно найти баланс между неприкосновенностью частной жизни и решением задач по обеспечению общественной безопасности.   

Автор — заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир