Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Для футбольных фанатов закупят двухэтажные экспрессы

«Аэроэкспресс» привлек кредит Газпромбанка на покупку двухэтажных вагонов Stadler к чемпионату мира по футболу
0
Для футбольных фанатов закупят двухэтажные экспрессы
Фото: REUTERS/Vasily Fedosenko
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Компания «Аэроэкспресс» привлекла кредит Газпромбанка на финансирование поставки двухэтажных электричек швейцарской компании Stadler Bussnang AG. По данным пресс-службы Ассоциации российских банков (АРБ), суммарный объем кредитной линии Газпромбанка «Аэроэкспрессу» составляет 12,3 млрд рублей. В материалах компании отмечается, что профинансирована будет поставка 62 двухэтажных пассажирских вагонов, приобретение которых снизит нагрузку, связанную с увеличением пассажиропотока во время проведения ЧМ-2018 по футболу. 

Контракт между «Аэроэкспрессом» и компанией Stadler на поставку 25 двухэтажных поездов (118 вагонов) был заключен в 2013 году. Сумма заключенного контракта составляла €381 млн и подразумевала закупку 16 четырехвагонных и 9 шестивагонных составов. 

Целью заключенной со Stadler сделки является увеличение провозной способности пассажирского интермодального железнодорожного сообщения за счет повышения вместимости подвижного состава. Такая необходимость возникла в связи с инфраструктурными ограничениями, в числе которых длина платформ, участковая скорость и нитки графика.

— Увеличение пропускной способности за счет уменьшения интервалов движения исчерпано, требуются кардинальные решения, такие как двухэтажные поезда, — уверен директор департамента оценки направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Эдуард Данилов.

По словам начальника департамента проектного и структурного финансирования, вице-президента Газпромбанка Алексея Белоуса, закупка двухэтажных пассажирских вагонов позволит существенно увеличить провозные емкости, что поможет решить проблему избыточной загрузки и увеличить качество обслуживания пассажиров в периоды пиковой нагрузки, например во время ожидаемого массового посещения России футбольными болельщиками во время чемпионата мира по футболу 2018 года.

Но на фоне экономического спада у «Аэроэкспресса» возникли трудности с оплатой контракта. Поэтому, как ранее сообщала «Известиям» руководитель пресс-службы Stadler Rail Марина Виндер, все предыдущие договоренности по оплате заказа и датам поставки стали недействительными. Стороны пересматривали условия контракта и, как отметили в компании «Аэроэкспресс», в ближайшее время официально проинформируют о достигнутых результатах переговоров. Пока от подробных комментариев компании воздерживаются.

По данным АРБ, одним из ключевых моментов в привлеченной кредитной линии между «Аэроэкспрессом» и Газпромбанком выступает наличие механизма финансирования с рублевым страховым покрытием иностранного экспортно-кредитного агентства (ЭКА).

— В рамках проекта одним из ведущих европейских экспортно-кредитных агентств, швейцарским SERV, предоставляется страховое покрытие на сумму до 85% от стоимости договора поставки подвижного состава в пользу Газпромбанка, — отмечают в АРБ.

Впрочем, это не первая кредитная линия Газпромбанка «Аэроэкспрессу» с подобными условиями на покупку двухэтажных вагонов Stadler. Согласно годовому отчету «Аэроэкспресса» за 2015 год, долг по кредиту Газпромбанка, привлеченному 26 декабря 2013 года, на конец 2015 года составлял 653 млн рублей. Срок погашения этого кредита — 2022 год. По кредиту Gazprombank (Switzerland) Ltd, привлеченному 2 декабря 2013 года, фактический долг составлял 2 млрд рублей. Этот кредит должен быть погашен в 2028 году.

Как сообщала пресс-служба Газпромбанка в декабре 2013 года, финансирование сделки со Stadler сроком до 15 лет осуществлялось также со страховым покрытием швейцарского экспортного кредитного агентства (ЭКА) SERV.

«Впервые в российской практике проектного финансирования SERV принимает на себя проектные риски в российской национальной валюте», — отмечалось в пресс-релизе Газпромбанка.

По словам Эдуарда Данилова, привлечение к сделке финансирования ЭКА является общемировой практикой поддержки государством конкурентоспособности своих экспортеров на мировых рынках. В таких случаях ЭКА выступают в качестве посредника между банком страны экспортера и импортером.  

— Возможная схема финансирования после заключения договора поставки следующая: швейцарский банк перечисляет средства производителю  (Stadler Bussnang AG), производитель осуществляет поставку, импортер  («Аэроэкспресс») расплачивается по кредиту с Газпромбанком, который, в свою очередь, расплачивается со швейцарским банком, — говорит Эдуард Данилов. Фактически, по его словам, эта сделка является косвенным способом привлечения иностранного капитала.

— Если говорить о данной сделке, то мы видим, как швейцарское правительство через швейцарское кредитное агентство помогло швейцарской компании Stadler Bussnang AG заключить с российским импортером выгодную для них сделку, несмотря на все санкции, — полагает Эдуард Данилов.

Всего по контракту со Stadler с момента реализации проекта по поставке двухэтажных электричек «Аэроэкспресс» профинансировал 4,5 млрд рублей, говорится в годовом отчете компании. По данным на конец прошлого года, на сделку со Stadler в 2016 году планировалось направить 936 млн рублей.

Сейчас у «Аэроэкспресса» пока лишь два двухэтажных состава, которые уже прошли этап сертификации и в этом году начнут курсировать на направлении между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово.

В то же время пассажиропоток «Аэроэкспресса» с 2014 года неуклонно снижается. После пика перевозок в 2013 году (20,2 млн пассажиров) в 2014-м уже перевезено 19,8 млн человек, а по итогам 2015 года услугами компании воспользовалось лишь 14 млн пассажиров. 

Комментарии
Прямой эфир