Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

28 апреля парламент Франции принял резолюцию об отмене санкций против России, которые были введены после присоединения Крыма. Париж первым одобрил официальную  резолюцию, осуждающую ограничительные меры в отношении Российской Федерации.

Решение французского Национального собрания грянуло как гром среди ясного евроатлантического неба. Только что на прошедшей в Ганновере встрече лидеров Великобритании, Италии, Франции и Германии американский президент убеждал их и, казалось, убедил в необходимости продолжения политики санкций против России до окончательного выполнения обязательств по Минскому соглашению с ее стороны и отказа от «аннексии» Крыма, и вдруг — такое решение французского парламента.

Все-таки Франция еще не разучилась изумлять мир.

Только вчера Париж был в первых рядах борцов с российским империализмом, отказался поставлять в Россию проплаченные «Мистрали», и вдруг такой политический кульбит. Вот уж поистине демонстрация золотого правила политики — никогда не говори «никогда».  

Но почему именно Франция выступила с такой инициативой, а не Германия, хотя, казалось, Берлин больше всех других европейских государств должен быть заинтересован в нормализации взаимоотношений с Москвой? И бизнес немецкий от антироссийских санкций пострадал больше всех, и для укрепления германских позиций в современной Европе Бонн нуждается в стабильных и доверительных отношениях с Россией. Ан нет. Инициатива оказалась во французских руках.

И дело здесь не в каких-то особых симпатиях российского и французского президентов друг к другу. И не поэтому оба президента только в этом году более двадцати раз разговаривали друг с другом по телефону, надо думать, не о погоде, а В.В. Путин принял приглашение приехать с официальным визитом в Париж в октябре этого года. Политика чужда сантиментов.

Такие интенсивные контакты лидеров двух стран имеют вполне конкретную материальную природу.

Взрывы, прогремевшие в Париже в ноябре прошлого года, потрясли Францию. Стало очевидно, что против страны осуществлена кровавая террористическая атака, и сколько их еще будет, никто точно не знает. Стране брошен вызов, и она его приняла. В этой беспощадной борьбе ей нужны союзники. Как член НАТО и ЕС, она их имеет. Но тесно взаимодействуя с Россией, она существенно увеличивает свои возможности в противостоянии с этой кровавой варварской силой.

Наверное, если бы Германия пережила то же самое, что и Франция в ноябре прошлого года, она бы также развернулась в сторону сотрудничества с Россией. Поживем — увидим, гласит русская мудрость. Европа тонет в потоках беженцев и мигрантов из стран Азии и Африки. Они захлестывают в том числе и Францию. Отгородиться от них с помощью колючей проволоки и различного рода запретительных мер не удастся. Необходимо принятие серьезных системных решений, в числе которых — устранение конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, с тем чтобы люди не бежали в чужие государства в поисках счастливой доли.

Германия с ее экономикой, более мощной по сравнению с французской, хотя и с большим трудом, но справляется с наплывом мигрантов. Франция себе такого позволить не может, ее экономика такой нагрузки не выдержит.

И в Париже понимают, что Россия может немало сделать для стабилизации положения в этих регионах. Разумеется, у России нет волшебной палочки-выручалочки, с помощью которой она могла бы урегулировать все существующие здесь конфликты, но, как показывает сирийский кризис, она для этого обладает немалым потенциалом, и французский политический класс хочет его использовать в интересах укрепления безопасности своего государства.

И если для этого необходимо отменить введенные в том числе и по инициативе Парижа антироссийские санкции, значит, это нужно сделать.

Ничего личного, только бизнес. Санкции против России были введены в наказание за присоединение Крыма и поддержку ополченцев Донбасса, которые с оружием в руках выступили против тех, кто путем переворота захватил власть в Киеве. Основой для прекращения гражданской войны на юго-востоке Украины являются Минские соглашения. Киев их выполнять не хочет и не может и делает все возможное, чтобы их саботировать.

Франция, Германия и Россия являются гарантами выполнения этих соглашений. Совершенно очевидно, что Минские соглашения не выполняются не по вине Москвы. Поэтому обвинять ее в срыве процесса урегулирования в Донбассе абсурдно. И это начинают понимать во Франции.

Похоже, что французский истеблишмент начинает осознавать всю многоликость  происходящих на Украине политических процессов и соответственно отказываться от черно-белого восприятия украинской действительности. 

Там постепенно приходят к выводу, что для решения украинского кризиса с Россией необходимо не конфликтовать, а сотрудничать, учитывая российские интересы. Что может выиграть Франция от начавшейся холодной войны между РФ и Западом, от разворачивающейся гонки вооружений? Совершенно очевидно, что ничего. Тогда лучше приостановить такое развитие событий и найти баланс интересов с Россией.

Во Франции хорошо осознают, что сделать это будет непросто. Но это вовсе не означает, что невозможно. Дорогу осилит идущий. Переговоры о новой архитектуре европейской безопасности необходимо начинать, и чем раньше, тем лучше. И, судя по всему, Париж к этому готовится и уговаривает своих союзников сесть с Россией за стол переговоров. 

Правда, недавно прошедшие переговоры на уровне послов стран — членов НАТО и представителя РФ в НАТО выявили принципиальные расхождения по вопросам  нормализации отношений России и Запада, но тем не менее переговорный процесс пошел. Если вам на ваше предложение ответили «нет», то это уже основа для продолжения диалога. Но для этого необходима отмена санкций, что французский парламент и предлагает сделать.

Наконец, следует иметь в виду и трансформацию Евросоюза, активным и влиятельным членом которого является Франция. Политический вес Германии в ЕС возрастает, и роль Франции соответственно снижается. И это Париж не устраивает. 

Нормальные, или, как сейчас принято говорить, партнерские, франко-российские отношения, по мнению французского истеблишмента, помогут Парижу компенсировать ослабление его позиций в Европе. А для этого необходимо опять-таки снять наложенные на Россию санкции.

Принятие парламентом Франции резолюции об отмене санкций против РФ не означает, что президент и правительство Французской Республики будут автоматически руководствоваться ее положениями в своей практической деятельности. По конституции они не обязаны этого делать. 

В июне планируется принятие решения Еврокомиссией по вопросу продления санкций против России, которые были введены под нажимом Вашингтона. Посмотрим, как повлияет Франция на работу ЕК. Но независимо от итогов можно с удовлетворением сказать, что ход мысли французских парламентариев России нравится.  

Автор — руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН  

Комментарии
Прямой эфир