Поэтические стадионы переехали из «Лужников» в провинцию
Поэты из Москвы, Армении, Белоруссии, Эстонии и Америки встретились на пороге Дома Аксенова в Казани. Здесь начался «Ладомир», международный поэтический фестиваль, названный в честь Велимира Хлебникова. «Председатель земного шара» жил и учился в Казани.
«Поэт не может быть привязан ни к чему, он должен ездить и петь», — говорил Хлебников. Именно поездками и пением, вернее, воспроизведением собственных сочинений на протяжении целой недели будут заниматься Андрей Грицман из Нью-Йорка, Лариса Йоонас из Таллина, Рубен Ишханян из Армении, а также столичные и казанские авторы.
В этом году фестиваль, проходящий при поддержке Минкультуры и Союза писателей республики, празднует пятилетие. Организатор и вдохновитель «Ладомира» поэт и культуртрегер Лилия Газизова говорит, что год от года количество слушателей не уменьшается.
— Послушать поэзию в Татарстане приходят не только поэты, но и простые, не пишущие люди, что, наверное, большая редкость для Москвы. Дом Аксенова, где выступает поэтический десант, в эти дни полон. В университете Елабуги, где выступают поэты, собираются как минимум 200 человек.
Примечательно, что это не единственное крупное поэтическое действо в Казани. Та же Лилия Газизова ежегодно проводит здесь популярный и концептуальный фестиваль Лобачевского, на котором ученые наравне с поэтами изучают влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание.
— У Хлебникова есть строчка: «Я — Разин со знаменем Лобачевского». Он в поэзии то же самое, что Лобачевский в математике, поэтому объединение наук гуманитарных с техническими в рамках одного фестиваля — очень естественно, — говорит Газизова.
Современная Москва практически отказала поэтическим фестивалям в культурном статусе. Даже на ведущих поэтов в столице едва соберется 30 человек (и то при самом хорошем раскладе). Однако российские регионы с каждым годом демонстрируют увеличивающийся интерес к поэзии. Поэтические фестивали проходят в регионах с размахом, а количество слушателей позволяет с уверенностью говорить, что «поэтические стадионы» не вымерли. Просто переехали из «Лужников» в провинцию.
Примеры тому — аншлаги в недавно появившемся в Дагестане «Театре поэзии», успех в продвижении поэзии в Челябинске. На Урале благодаря усилиям экс-чиновницы Марины Волковой, взявшейся «двигать» поэзию, стихи зазвучали на уральском радио, вернулись на полосы газет, а концерты поэтов — стали регулярным и любимым культурным досугом горожан. В число таких значимых культурных событий входит и казанский «Ладомир».