Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Есть возможность вернуться на трехлетний цикл бюджета»

Глава правительства принял участие в коллегии Министерства финансов
0
«Есть возможность вернуться на трехлетний цикл бюджета»
Фото: government.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин подвел итоги работы за 2015 год и представил планы на текущий в ходе заседания расширенной коллегии при участии премьер-министра Дмитрия Медведева.

— Пару лет назад нам было бы трудно представить, с какими испытаниями столкнется экономика и какую проверку на прочность ей придется пройти. Когда целый ряд факторов и позиций будут менять схему нашей работы. Нам неоднократно предсказывали катастрофу, говорили, что экономика разрушится, но мы понимаем, что есть трудности, но, строго говоря, нынешнее состояние экономики гораздо лучше, чем в определенные исторические периоды, — отметил премьер.

По его словам, было необходимо решить три основные задачи: адаптация экономики, удержание инфляции на прежнем уровне и стабилизация рынка труда.

— В конце года цены на нефть поползли вниз. На протяжении новейшей истории мы никогда не сталкивались с тем, что стоимость нефти падала в два раза. В начале года мы увидели новый провал на нефтяном рынке, и пока нам удалось избежать корректировки бюджета, хотя в январе нам это казалось неизбежным. Был предложен пакет мер, который минимизировал возможные потери. Министерство в целом проявило себя эффективно и высокопрофессионально. Минфин принимал и принимает участие в оперативных планах правительства по стабилизации экономики. Минфин является ответственным исполнителем по значительному количеству позиций. Сейчас мы считаем, что есть возможность вернуться на трехлетний цикл бюджета, — продолжил Дмитрий Медведев.

Глава правительства дал четкий ключевой ориентир для Министерства финансов на этот года — достижение дефицита в 3% ВВП. По его словам, это крайне непростая задача. Помимо этого, премьер выделил проблему несбланасированности региональных бюджетов. За прошедший год государственный долг регионов увеличился на 11% и составил 2,3 трлн рублей. По состоянию на начало 2016 года уровень государственных долгов субъектов составил 37% всех их доходов. У 14 субъектов государственный долг превысил 100% объема доходов, еще у 14 — превысил 85%.

— Эти вопросы должны решаться адресно, применительно к условиям хозяйствования в каждом конкретном регионе, — отметил Дмитрий Медведев.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, для достижения ключевого показателя в 3% ВВП ведомством будут предприняты все необходимые меры.

— Наиболее эффективный способ бюджетной консолидации, который положительно влияет на рост, — сокращение бюджетных расходов. На наш взгляд, система государственных программ нуждается в перезагрузке. Необходимо ввести ключевые показатели деятельности, своего рода kpi для ведомств и способы их достижений. Основные показатели госпрограмм должны оцениваться с привлечением внешнего аудита с рассмотрением этого аудита на заседаниях правительства. Отчитываться должен ответственный исполнитель госпрограмм, поэтому полномочия бюджетных ассигнований должны находиться у него, — сказал Антон Силуанов, отметив, что предложения по изменению работы с государственными программами готовятся ведомством.

Перед Минфином на этот год стоит несколько задач. Во-первых, подготовка федерального трехлетнего бюджета. Из-за нестабильности цен на нефть федеральный бюджет этого года был разработан на один год. Как поясняют в самом Минфине, ключевой задачей является сохранение макроэкономической стабильности. Ориентир дефицита бюджета в 2016 году установлен на уровне 3% ВВП, исходя из цены на нефть в $40. 

Во-вторых, ведомством в этом году планируется создание системы администрирования доходов. Создать ее предлагается с целью борьбы с использованием противозаконных средств вывода прибыли из России. Третьей целью является повышение эффективности управления бюджетными расходами. Предлагается ввести целый пакет новых инструментов и внести в Госдуму новую редакцию Бюджетного кодекса.

В целом прошедший год стал периодом болезненной адаптации российской экономики к целому ряду шоков и вызовов. Мировая экономика завершила 2015 год с минимальными темпами роста со времен глобального финансового кризиса 2008–2009 годов, а отечественная — снижением ВВП на 3,7% в сравнении с 2014 годом. Основными причинами ухудшения динамики стало резкое снижение цен на нефть и негативное воздействие санкций. Минфин привел основные макроэкономические показатели России, сравнив 2014 и 2015 годы: индекс потребительских цен в приросте составил 12,9% (в 2014-м — 11,4%), промышленное производство снизилось на 3,4% (в 2014 году этот показатель был в плюсе на 1,7%), инвестиции в основной капитал упали на 8,4% (в 2014 году — на 1,5%), реальные располагаемые денежные доходы населения упали на 4% (в 2014 году доход россиян упал на 0,7%), заработная плата упала на 9,3% (в 2014 году наблюдалась обратная картина с прибавкой в 1,2%), розничная торговля упала на 10% (в 2014 был рост на 2,7%). 

Экспорт за прошлый год составил $340,3 млрд (в 2014-м — $497,8), импорт — $194,1 млрд (в 2014 году — $308 млрд.) 

Из позитивных тенденций — сократился отток частного капитала: если в 2014 году из России вывели $153 млрд, то за прошлый год — $56,9 млрд.

Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина рассказала о снижении инфляции.

— Наш вклад в возвращение к устойчивому росту мы видим в снижении и закреплении инфляции на устойчиво низких уровнях. Последние данные по инфляции показывают, что она снизилась и годовое выражение составляет 7,2%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года значение снизилось в два раза, вернувшись к уровню трехлетней давности. Это нас приближает к достижению цели — к концу 2018 года иметь уровень инфляции 4%, — сказала она. — Есть риск того, что мы застрянем на уровне 6–7%. Кому-то этот уровень может показаться приемлемым, но на мой взгляд, это не так. Это не тот уровень инфляции, который нужен для инвестиционного роста. 

Помимо этого, Минфин сформулировал несколько интересных предложений: исключить из российского законодательства институт сберегательной книжки и институт сберегательного сертификата. Эти институты не предполагают учет перехода прав от одного лица к другому, не предусматривают ограничения по сумме и контроль соблюдения запрета их использования в качестве расчетного и платежного средства. Все это, по мнению Минфина, создает избыточные риски для добросовестных участников рынка. 

Для оптимизации расходов бюджетных средств финансовое ведомство предлагает оптимизацию структуры органов исполнительной власти и отказ от предоставления услуг повышенной комфортности гражданским служащим, а именно VIP-залов и залов официальных лиц и иностранных делегаций в аэро- и ж/д вокзалах, а также ограничение права использования гражданскими служащими в личных целях бонусов накопленных баллов и миль за приобретенные авиа- и железнодорожные билеты в служебных командировках. 

Комментарии
Прямой эфир