Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Мир
В Белоруссии сообщили о планах разработки собственного лазерного оружия
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Общество
Краснов сообщил о 271 рассмотренном деле в отношении боевиков ВСУ с 2020 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Вашингтон требует от Порошенко навести порядок во власти

Украина ищет в США новые способы нажима на Россию
0
Вашингтон требует от Порошенко навести порядок во власти
Фото: REUTERS/Jonathan Ernst
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент Украины Петр Порошенко не может себе представить принятие Верховной радой Украины закона о разрыве дипломатических отношений с Россией. Он подтвердил это утром в четверг, отвечая на мой вопрос на эту тему в ходе публичного выступления в Вашингтоне.

«Рада не примет такой закон, это невообразимо», — сказал глава украинского государства. На напоминание о том, что законопроект рассматривается в раде, он ответил: «Это не так. Это всего лишь инициатива нескольких депутатов».

На чужом языке

Разговор происходил на английском языке, поскольку общаться по-русски Порошенко, скорее всего, не стал бы. Перед этим он прочувствованно обращался на родной мове к местным украинцам — американским и посольским — при возложении венка у мемориала памяти жертв Голодомора 1932–1933 годов. Хвалил и благодарил США, клял Россию. У меня даже появилось опасение, что сгоряча он может «рубануть сплеча» и по дипломатическим отношениям с Москвой, но президент сориентировался мгновенно.

«Наш мирный план — это реализация Минских договоренностей, — продолжал он свой ответ. — Проведение свободных и справедливых выборов. Восстановление украинского суверенитета и возвращение украинского флага на оккупированные территории. В этом суть украинской позиции».

При этом Порошенко повторил тезис о необходимости давления на Россию, которая, по его словам, направляет в Донбасс войска и поставляет туда оружие, что не раз опровергалось официальными представителями РФ.

«Варианты нажима»

Об этом же говорил и глава МИД Украины Павел Климкин. Он тоже приехал на церемонию возложения венка и тоже ответил на несколько вопросов — правда, только своему пулу и почти только (за исключением одного моего вопроса на английском) по-украински.

«Либо мы заставим Россию работать на нашу логику по Минску, на нашу общую логику с нашими партнерами — немцами, французами, американскими друзьями, — а это деэскалация и продвижение к свободным и справедливым выборам, — сказал министр, имея в виду Минские договоренности по украинскому урегулированию, — либо должны найти пути к тому, чтобы нажать на Россию по-другому: не только через санкции, но и через другие варианты политического нажима». 

На просьбу уточнить, какие именно, он ответил: «Будем это обговаривать. Это и ограничение (возможностей) России в плане участия в разных форматах, это и ограничение взаимодействия с Россией...» Продолжения, правда, не последовало. 

«Наследственный» саммит

В Вашингтон украинская делегация во главе с Порошенко приехала на саммит по ядерной безопасности. Это четвертый и последний форум, устраиваемый во исполнение давней инициативы президента США Барака Обамы. Предыдущие слеты проходили с интервалом в два года в Вашингтоне, Сеуле и Гааге, а нынешний по существу оформляет весь данный проект в качестве одного из компонентов политического наследия Обамы перед его скорым уходом из Белого дома. Хотя на лавры претендуют многие: тот же Климкин назвал Украину «единственной страной, которая обеспечила успех всей инициативы» по ядерной безопасности.  

Россия в этом глобальном деле тоже не на последних ролях, но в саммите она не участвует, поскольку считает содержательную повестку дня в работе на данном направлении с действующей администрацией США исчерпанной. Украинские журналисты спрашивали своего министра, нельзя ли, пользуясь этим, попытаться перевести разговор об Украине в кулуарах форума с Минских договоренностей на Будапештский меморандум, по которому Киев получал определенные гарантии в обмен на отказ от ядерного оружия. Дипломат в ответ сказал, что Украина «стремится это сделать», хотя и исходит из того, что «Россия не будет выполнять этот документ».

Попутные заботы

Пользуясь случаем, украинцы в ходе визита, естественно, стараются решать и другие насущные для себя вопросы. Климкин мне подтвердил, что члены украинской делегации, сопровождающей президента, проводят встречи и со специалистами МВФ. Речь идет об антикризисной программе на Украине, поддерживаемой Фондом.

Сам глава МИД в этих встречах не участвует, но за развитием событий, конечно, следит. На вопрос о том, каковы шансы Киева на получение очередного кредитного транша, он ответил, что дело не в шансах. «Мы точно получим очередной транш», — сказал Климкин. А на просьбу уточнить, когда именно, сказал: «А это уже вопрос, когда у нас будет правительство, приверженное проведению реформ и сотрудничеству с МВФ».

Кстати, то же самое по этому поводу говорят и в самом фонде. Это означает, что, во всяком случае до тех пор, пока в Киеве не определятся с составом нового правительства и не подтвердят готовность выполнять согласованные ранее условия, речи о дальнейшем выделении средств быть не может.

Кадровые вопросы

Украинские журналисты, кстати, спрашивали Климкина, кого поддерживают власти США: Арсения Яценюка, Владимира Гройсмана, Наталью Яресько или еще кого-то. Но он сказал, что «США поддерживают не персоналии, а приверженность реформам». По его словам, его американские «друзья и партнеры» при обсуждении данной темы «всегда ставят это на первое место».

В этом контексте ему напомнили, что Украине постоянно пеняют на высокий уровень коррупции. Но министр возразил: по его словам, и в Вашингтоне, и в Брюсселе он «слышит удовлетворение» тем, что новые антикоррупционные ведомства на Украине «говоря спортивным языком, взяли старт и на сегодня очень активно работают». 

На дополнительные вопросы о возможном персональном составе правительства Украины глава МИД еще раз выразил уверенность, что «принципиально важны не имена», а общая преданность реформам. «Правительство принимает решения коллективно, — сказал он. — И правительство должно быть предано сотрудничеству с МВФ и проведению глубинных реформ. Причем наиболее динамичному, какое сейчас только возможно».

Климкин, надо полагать, числит себя реформатором. Но всё же жаль, что не удалось его спросить, готов ли он сам ради общего дела расстаться с собственным министерским портфелем и требует ли этот кадровый вопрос согласования в Вашингтоне. Услышав обращение по-русски по имени-отчеству, он развернулся и заторопился прочь.

Задал тон

Президент Порошенко накануне начал пребывание в американской столице с выступления на форуме «Борьба за свободу Украины продолжается». Судя по его речи, ему бы очень хотелось, чтобы Вашингтон если и не взял эту борьбу целиком на себя, то хотя бы оказывал Киеву более активную поддержку. Задним числом его пресс-служба выделила в тексте тезис о том, что, по его мнению, «давно пора придать новое ускорение диалогу Украины и США, повысить уровень [их] стратегического альянса и оформить активное сотрудничество в сфере обороны и безопасности в виде всеобъемлющего двустороннего соглашения по безопасности».

Впрочем, президент Украины отнюдь не укорял американских партнеров, а наоборот, горячо благодарил их за поддержку. И подчеркивал, что если и просит о военной помощи, то не столько «тяжелой» — в виде танков или артиллерии, сколько «технологичной» — наподобие средств связи и радиоэлектронной борьбы. Кстати, этих пассажей почему-то нет в английском тексте его речи (а он и говорил по-английски), размещенном на его президентском сайте в интернете.

Закулисная встреча с ВПК

Нет там и упоминания о том, что рабочая программа визита Порошенко в Вашингтон включает встречу с ведущими компаниями американского ВПК. Между тем он сообщил об этом в своей речи и сказал, что «с большим оптимизмом» ожидает «огромных сдвигов к лучшему в сотрудничестве» с  США «в секторе безопасности». 

За исключением известия о том, что Порошенко рассчитывал на урегулирование «парламентского кризиса» и выдвижение нового кандидата на пост главы правительства Украины еще до конца текущей недели, это была, пожалуй, самая интересная новость во всей речи. Но в подробности президент не вдавался. И Климкин, когда журналисты попросили у него список компаний, приглашенных к диалогу, тоже ушел от ответа. Дескать, и списка у него с собой нет, да и вообще лучше дождаться итогов встречи, а потом уже их комментировать.

Жить да радоваться? 

В целом выступление Порошенко «на подступах к конгрессу» (форум проводился в подземном центре приема посетителей, по сути, выполняющем функции удаленного КПП, пусть и облицованного мрамором и имеющего просторный конференц-зал) оставило впечатление странной раздвоенности. С одной стороны, он с гневом и горечью говорил о тяготах и страданиях войны, о смерти и разрушениях. С другой, хвалился успехами на всех фронтах — от военных до политических и экономических. Дескать, и армию создали мощнейшую, и коррупцию уже вот-вот одолеем, и с «газовой иглы» слезли, и золотовалютные резервы довели аж до $13 млрд.

На слух казалось — можно украинцам просто жить да радоваться и благодарить родное правительство. Ну, конечно, если бы только Россия не мешала, в которой, по президентской речи, корень всех зол. Но ведь даже и с этой досадной помехой, по его словам, успехов «за последние 19 месяцев» — громадье, а планов еще больше...

Зачем ездить на поклон

Вот только непонятно: а зачем же тогда в Вашингтон-то на поклон ездить? И к Обаме с Байденом, и к МВФ? 

Ответ на этот вопрос не заставил себя ждать. В четверг к вечеру стала стекаться информация об итогах встреч и переговоров Порошенко в американской столице. Сначала его собственная канцелярия объявила, что вице-президент США Джозеф Байден и госсекретарь Джон Керри обещали раскошелиться еще на $335 млн, чтобы эти средства пошли «на реформирование сектора безопасности Украины», включая те самые якобы победоносные вооруженные силы, нацгвардию и погранслужбу. 

Позже пресс-служба Белого дома это подтвердила — с уточнением, что деньги выделяются исключительно на «нелетальную» помощь. Попутно выяснилось, что Порошенко рассказывал Байдену о «ходе коалиционных переговоров по формированию нового украинского правительства, приверженного программе реформ, включая требования МВФ и ЕС, и полному выполнению своих Минских обязательств», а также «привлек внимание к своему обязательству назначить нового, внушающего доверие генерального прокурора» Украины.

Со своей стороны Байден, по словам Белого дома, «приветствовал усилия президента Порошенко по формированию стабильного, ориентированного на реформы правительства и подчеркнул, что этот шаг, равно как и законодательное утверждение необходимых реформ, критически важны для разблокирования международной экономической помощи, включая третью кредитную гарантию США на $1 млрд». Он также поддержал оценки Киева по делу Надежды Савченко и подтвердил, что санкции против России будут оставаться в силе до полного выполнения Минских договоренностей. 

Такое же заверение дал Порошенко на отдельной встрече и министр финансов США Джейкоб Лью. Но и он, согласно отчету его ведомственной пресс-службы, в основном напоминал Киеву о его собственных обязательствах.

Лью «признал реформаторские достижения Украины за последние два года и подчеркнул, что важно быстро восстановить стабильную правительственную и парламентскую коалицию, приверженную реализации необходимых реформ», указывалось в отчете. Он также «подчеркнул, что завершение текущего обзора МВФ в сочетании с более значительным прогрессом в сфере надлежащего управления и борьбы с коррупцией критически важны для сохранения устойчивой поддержки со стороны международного сообщества». 

В переводе с бюрократического языка на нормальный это означает: наведите наконец у себя во власти порядок и работайте, а иначе ни денег, ни международной поддержки не будет. 

Автор — корреспондент ТАСС в Вашингтоне

Комментарии
Прямой эфир