Американские ученые: причина смерти динозавров в малярии

Теорию подтверждают обнаруженные ооцисты малярийных плазмодиев в желудках древних комаров, застрявших в янтаре

Американские биологи выдвинули теорию, согласно которой причина вымирания динозавров была в малярии, которую комары разносили по Земле уже 100 млн лет назад. Основанием теории послужила находка сохранившегося в янтаре комара, который был заражен малярией, сообщает журнал American Entomologist.

«Обнаруженные нами свидетельства, как я считаю, говорят о том, что современная малярия использовала комаров для заражения жертв уже как минимум 20 млн лет и что первые версии этой болезни, переносимые клещами, существовали уже 100 млн лет назад», — заявил Джордж Пойнар (George Poinar) из университета штата Орегон в Корваллисе (США).

Джордж Пойнар уже несколько лет занимается изучением древнейших находок в кусочках янтаря, сформировавшихся миллионы лет назад. В начале прошлого года его команде удалось обнаружить галлюциногенный гриб-спорынью, оказавшийся ровесником первых динозавров и первых цветковых растений, а в начале этого — цветок, который пробыл в янтаре 15 млн лет, сообщает «РИА Новости».

Американский ученый смог обнаружить комара, застрявшего янтаре примерно 15–20 млн лет назад, который сохранился настолько хорошо, что ученый смог изучить содержимое его желудка. Аналогичную находку единомышленники ученого совершили в Мьянме, где им удалось найти комара, попавшего в каплю смолы примерно 100 тыс. лет назад. Пищеводы обоих комаров содержали ооцисты малярийных плазмодиев — клетки одноклеточного паразита, вызывающего малярию при проникновении в кровь.

Ученые пришли к выводу, что паразит был приспособлен для заражения и жизни внутри хладнокровных существ и ими вполне могли оказаться динозавры. Джордж Пойнар уверен, что первые эпидемии малярии могли стать причиной вымирания крупных ящеров, как это произошло с людьми 15–8 тыс. лет назад.

Что интересно, смерть динозавров, животных и людей от малярии, по всей видимости, является побочным продуктом их жизнедеятельности — анализ облика «ископаемых» плазмодиев показывает, что эти одноклеточные паразитируют на самом деле на насекомых, в организме которых они размножаются, а позвоночные животные являются для них способом распространения среди комаров.