Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью

Москва и Эр-Рияд нашли общие интересы в Сирии

Россия и Саудовская Аравия стремятся превратиться из соперников в партнеров
0
Москва и Эр-Рияд нашли общие интересы в Сирии
Фото: mid.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия и Саудовская Аравия близки к взаимопониманию по Сирии, а параллельно наращивают сотрудничество в экономике, в нефтяной и ядерной сферах. Об этом чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия Олег Борисович Озеров рассказал в интервью газете «Известия».

— Олег Борисович, в последнее время Россия и Саудовская Аравия ищут пути расширения двусторонних связей. С чем, на ваш взгляд, связано стремление обеих сторон развивать двустороннее сотрудничество?

— Потребность нашего сотрудничества вызвана не только тем, что наши страны являются крупнейшими поставщиками углеводородов на мировой рынок и членами G20, но и широким полем совпадения наших интересов, будь то формирование нового многополярного мира, обеспечение стабильности на Ближнем Востоке, урегулирование региональных конфликтов или совместная борьба с новыми вызовами тысячелетия — терроризмом и оргпреступностью, связанными с этим угрозами наркотрафика, контрабанды оружия и т.д.

В ноябре 2015 года на полях саммита G20 в Анталье состоялась встреча президента В.В. Путина с королем Салманом. В прошлом году в России дважды побывал преемник наследного принца, министр обороны Мухаммад бен Салман, который встречался с президентом В.В. Путиным. Пять раз в течение года встречались министры иностранных дел.

Всего за 2015 год состоялось более 20 встреч и бесед с участием внешнеполитического руководства двух стран, в фокусе внимания которых была Сирия, Йемен и ближневосточная проблематика. Во многом благодаря этим контактам удалось принять ряд важных международно-правовых документов, касающихся урегулирования конфликтных ситуаций в странах региона, запустить в них процессы политического урегулирования под эгидой ООН.

— Какие области взаимодействия между Россией и КСА являются, на ваш взгляд, наиболее перспективными? Каковы нынешнее состояние и перспективы развития российско-саудовских экономических отношений?

— Хотелось бы отметить, что за последний год наши отношения с королевством существенно активизировались во многих областях. С момента интронизации короля Салмана мы наблюдаем рост коммерческого, политического и культурного (что, пожалуй, намного важнее) интереса саудовского общества к России. Мы как посольство стараемся оказывать максимальное содействие этим процессам.

Укреплению атмосферы доверия и формированию положительной динамики в отношениях содействовали визит спецпредставителя президента Михаила Богданова и его встречи с королем Салманом и его сыном Мухаммадом бен Салманом в Джидде в мае 2015 года, а также консультации по контртерроризму в январе и по ближневосточному урегулированию в рамках «квартета» международных посредников в сентябре минувшего года.

Стороны активно продолжили работу по укреплению договорно-правовой базы — дан импульс завершению согласования проектов соглашений по защите и поощрению инвестиций, а также сотрудничеству в сельском хозяйстве, в области жилищного строительства, транспорта и по линии Роскосмоса и др. В ходе состоявшегося в ноябре 2015 года четвертого заседания межправкомиссии в Москве заключены около 20 договоров между экономоператорами. Еще до этого было объявлено о привлечении Саудовской Аравии к участию в деятельности РФПИ в объеме $10 млрд и создании по линии Российско-арабского делового совета (РАДС) инвестиционного фонда объемом $1 млрд.

Несмотря на звучавшую в 2015 году критику в адрес политики Эр-Рияда на мировом нефтяном рынке, по итогам заседания межправкомиссии в Москве в ноябре 2015 года достигнута договоренность о создании межминистерской рабочей группы в области нефти и газа во исполнение соответствующего российско-саудовского соглашения 2003 года. Всё это, наряду с регулярными контактами между двумя странами на различных уровнях (от экспертного до высшего), позволило нам выйти на взаимопонимание в вопросе возможности замораживания добычи нефти на уровне января с.г. в целях стабилизации мирового рынка.

Июньская (2015 год) встреча Владимира Путина с Мухаммадом бен Салманом в Санкт-Петербурге в качестве одного из своих итогов имела подписание соглашения о сотрудничестве в области мирного атома между «Росатомом» и Наукоградом атомной и возобновляемой энергии королевства с перспективами нашего участия в реализации саудовской программы развития ядерной энергетики.

— Как строится взаимодействие между РФ и КСА в работе по урегулированию конфликта в Сирии? Каковы перспективы сотрудничества двух стран в области борьбы с терроризмом?

— Хотелось бы подчеркнуть, что Россия и Саудовская Аравия выступают за политическое урегулирование сирийского кризиса на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, заявлений Международной группы по поддержке Сирии и соответствующих решений Совета Безопасности ООН. Мы исходим из того, что и Москва, и Эр-Рияд преследуют одну цель — сохранение территориального единства сирийского государства, его суверенитета и освобождение страны от террористов, будь то ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусра» или другие террористические группировки, представляющие реальную угрозу не только соседним странам региона, но и всему мировому сообществу в целом. Да, пока есть между нами разногласия, касающиеся модальностей запуска политического процесса, однако рассчитываем, что диалог на экспертном и политическом уровнях позволит прийти к общему знаменателю по параметрам урегулирования этого, пожалуй, одного из самых сложных кризисов современности.

Важно, что Саудовская Аравия приветствует прекращение огня в Сирии, и мы надеемся, что эта ее позиция будет позитивно влиять на ситуацию как в этой многострадальной стране, так и вокруг нее. Прежде всего речь идет о соблюдении этого соглашения той частью сирийской оппозиции, которая ориентируется на Эр-Рияд.

— В середине декабря прошлого года Саудовская Аравия объявила о создании исламской коалиции для борьбы с ИГИЛ. Каково отношение Москвы к этой инициативе?

— Мы внимательно следим за развитием ситуации. Для нас важно, чтобы деятельность коалиции, которая пока делает первые шаги, соответствовала нормам международного права, содействовала международным усилиям по борьбе с терроризмом на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, была частью усилий по формированию широкого антитеррористического фронта, создать который предложила наша страна. Обратили внимание на заявления саудовских официальных лиц, что деятельность коалиции не направлена против Ирана. Однако судить будем по делам.

— Какие аспекты взаимоотношений между РФ и КСА могут, на ваш взгляд, создать трудности в расширении двусторонних связей?

— Общественность России и Саудовской Аравии мало знают друг о друге. Это результат известной инерции и недостатка информации в СМИ. Сейчас главное — последовательно придерживаться принципа разделения экономического и политического треков. Следует оградить экономические отношения между нашими странами, которые в последнее время стали наполняться конкретным содержанием, от колебаний политической конъюнктуры.

Да и в России пора свежим взглядом посмотреть на крупнейшую страну арабского мира. В Саудовской Аравии знаний о России тоже недостаточно, хотя многие саудовцы — а они заядлые путешественники — хотели бы побывать в нашей стране, чему сегодня препятствует отсутствие прямого авиасообщения. Рассчитываем, что предпринимаемые сейчас рядом представителей деловых кругов усилия его установить дадут результат уже в ближайшее время.

Нам, конечно же, надо быть поактивнее, больше доносить до саудовцев информацию неполитического характера, рассказывать о нашей стране, ее истории, технологиях, культуре, спорте, давать больше возможностей для изучения русского языка. И Эр-Рияду важно больше доносить до нас информации о своей очень интересной и самобытной стране. Только так можно преодолеть закостеневшие стереотипы.

Конечно, в мире есть силы, которым не нравится наметившееся сближение России и Саудовской Аравии и развитие отношений между ними. Эти силы различными способами стараются ослабить наши связи, в том числе за счет ведения настоящей информационной войны, которая нацелена на то, чтобы отравить атмосферу в отношениях между нашими странами. За этим зачастую стоят экономические расчеты, опасения появления на саудовском рынке сильного конкурента в лице России.

Таким образом, мы, как я полагаю, находимся в начале длинного пути, конечной точкой которого будет становление действительно партнерских и доверительных отношений между нашими странами. Серьезные предпосылки к этому, думается, созданы.

Комментарии
Прямой эфир