Независимость России родилась на берегах Угры
Одной из основных проблем современной России является проблема исторической памяти. Граждане России зачастую выступают в роли иванов, не помнящих родства. Помню, меня поразил третьеклассник, которого спросили, кто такой Георгий Жуков. «Не знаю», — был ответ. Ученица восьмого класса, глядя на портрет Маршала Победы, немного помявшись, сообщила, что на нем изображен Михаил Горбачев.
Мы привыкли думать, что историческая память передается сама собой. Впитывается с молоком матери. На деле это не так. Необходимо предпринимать целенаправленные усилия для того, чтобы память о важнейших событиях истории сохранялась в поколениях, чтобы люди осознавали родство с предками и культурой.
Следует заметить, что традиция забвения исторической памяти, незнания истории собственного народа и государства имеет давние корни.
Великий русский философ Василий Розанов вспоминал, что не знал, «учась в Симбирске, ничего о Свияге, о городе, о родных (тамошних) поэтах — Аксаковых, Карамзине, Языкове; о Волге — там уже прекрасной и великой».
Учась в Костроме, не знал, что это имя — еще имя языческой богини; ничего — о Ипатьевском монастыре. О чудотворном образе (местной) Феодоровской Божией Матери — ничего.
Учась в Нижнем — ничего о «Новгороде низовые земли», о «Макарии, откуда ярмарка»; об Унже (река) и ее староверах».
Заложенную еще в XIX веке традицию нигилистического отношения к российской культуре и истории необходимо преодолеть.
Начинать нужно с малого — с воспитания любви к своей земле, своей собственной малой родине. Практика многих государств показывает, что любовь к истории родного края можно органично включить в контекст общенационального патриотизма.
Необходима планомерная и ответственная работа по созданию четкой связи истории и культуры с самосознанием современных граждан России. А для этого не нужно стесняться — необходимо ставить памятники выдающимся людям, называть их именами новые улицы, проводить праздники, посвященные историческим датам. Приведу в пример свою собственную малую родину.
Человек, впервые посетивший Калужскую область, будет поражен, как много здесь произошло событий, связанных со славными подвигами предыдущих поколений в борьбе за независимость нашей Отчизны. Среди них — оборона Козельска, жители которого в 1238 году семь недель отчаянно сражались с монголо-татарами, погибли, но не покорились.
В 1617 году у стен калужского Лаврентьевского монастыря князь Дмитрий Пожарский разгромил вторгшихся в Россию поляков, предотвратив тем самым угрозу возвращения недавней смуты.
Но одно событие выделяется особенно ярко. Речь идет о Великом стоянии на Угре, в ходе которого войска великого князя Ивана III заставили отступить ордынского хана Ахмата и его войско. Закончилось 300-летнее иго. В 1480 году на Калужской земле зародилось независимое Российское государство. Так что Калуга — родина российского суверенитета.
Роль великого князя Ивана III до сих пор остается недооцененной. Поэтому недавно калужане выступили с инициативой назвать в его честь одну из улиц города и установить великому князю первый в России памятник на месте, где и произошли в 1480 году важнейшие для отечественной истории события. Я считаю, что дату окончания Великого стояния на Угре необходимо отмечать как общенациональный праздник, так как именно с этого момента берет начало современная российская государственность.
Калужане очень бережно относятся к вопросам сохранения исторической памяти. Практически все проекты по данной теме возникают как общественная инициатива.
Благодаря ей в Калуге только за последнее время появились памятники святому Лаврентию (небесному покровителю города), святому Кукше, подвижнику, крестившему племена вятичей. Деньги на их установку собирали с активным участием жителей области.
Историю обычно принято изучать по учебникам, с помощью зубрежки. Толку от подобного подхода мало — события и даты сливаются в единый ком в головах студентов и школьников. Попытки что-то вспомнить из истории во взрослом возрасте обычно проваливаются.
Историю не надо учить, как учат уроки в школе. Историю надо воссоздавать. Делать это необходимо каждый день, каждый месяц и каждый год. Нужна активная вовлеченность людей в исторические события. Вот почему важно движение реконструкторов, воспроизводящих исторические битвы с участием одетых в форму тех времен наших современников. Вот почему важны памятники, юбилейные даты, праздники и фестивали.
Жители Баварии гордятся замками, построенными их странным, но гениальным королем Людвигом, хорошо знают историю своего «свободного государства», но при этом остаются немцами. Замки Людвига — не просто красивейшие произведения искусства, не просто часть идентичности баварцев, но и хорошее средство для привлечения туристов.
Санкт-Петербург привлекает гостей своими превосходными дворцовыми ансамблями, Эрмитажем и Петропавловской крепостью. Благодаря им укрепляется историческая память, повышается гордость жителей города за себя и за свою страну. Даже смешной памятник Чижику-Пыжику, который «на Фонтанке водку пил», работает на историческую память. Ведь чижиками называли не птичек, а студентов Императорского училища правоведения — за их специфическую форму. В настоящее время училища нет, но память о нем сохранилась благодаря незатейливому памятнику, который открывает нам окно в мир императорской России.
Так из мелочей, из деталей возникает единство исторической памяти и патриотизм, столь важные для поддержания целостности государства.
Полагаю, что государству следует поддерживать местные инициативы, направленные на восстановление нашей исторической памяти. Очень важно при этом не навязывать героев сверху, а давать обществу возможность определиться. Если людям не навязывать имена и даты, они выбирают их сами. Как правило, они делают это лучше, чем политики. Поэтому борьба за восстановление исторической памяти возможна только в союзе с гражданским обществом.
Сегодня наше общество и государство столкнулись с новым «Великим стоянием на Угре». Россия и Запад сошлись в новом противоборстве. Снова, как и сотни лет назад, Россия борется за свой суверенитет, за свою национальную независимость с теми, кто хотел бы, чтобы российские правители получали «ярлык» в новой «Золотой Орде».
Чтобы выиграть это противоборство, добиться, чтобы новый «хан Ахмат» вернулся восвояси, несолоно хлебавши, необходимо бороться за умы и сердца людей. И здесь без опоры на историческую память не обойтись.
Автор — председатель правления общественной организации «Калужское землячество».