Турция шантажирует Европу, пугая беженцами и Россией


В Москве скептически оценивают итоги завершившегося во вторник саммита Турция–ЕС, в ходе которого были определены базовые принципы соглашения, призванного способствовать решению проблемы массовой нелегальной миграции с Ближнего и Среднего Востока. Тем временем эксперты обращают внимание на то, что угроза наплыва беженцев сделала Европу более сговорчивой по таким важным для Анкары вопросам, как вступление в ЕС и отмена виз.
Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев считает, что договоренность между Турцией и ЕС не означает завершения кризиса с беженцами. «Есть ощущение, что лидеры ЕС пока смогли решить лишь тактическую задачу — через новые заслоны на дальних подступах смягчить кризис на собственных территориях... В исходной точке он продолжается с прежней силой, а переговорами ЕС–Турция никак не затронут его катализатор — радикальный исламизм террористического толка», — написал сенатор на своей странице в Facebook.
Напомним, в ночь на вторник, 8 марта, Анкара и ЕС достигли предварительной договоренности, что Турция будет принимать обратно всех проникших на территорию Греции нелегальных мигрантов, а вместо них отправлять в Европу официально зарегистрированных сирийских беженцев. Взамен Турция получит отмену шенгенских виз для ее граждан уже в июне 2016 года, а также ускорение переговоров о присоединении к ЕС и выделении финансовой помощи в размере €3 млрд. Эта договоренность должна быть закреплена в итоговом соглашении, которое планируется подписать на следующем саммите 17–18 марта.
На первый взгляд все это выглядит как безусловная победа Турции: в обмен на сотрудничество по беженцам, которые все равно в итоге окажутся в Европе, Анкара добилась уступок по ключевым вопросам ее отношений с Евросоюзом.
«Пока полное впечатление, что Турция владеет инициативой и диктует повестку, ЕС оказался в зависимости от Анкары, чего европейцы не могли представить себе в страшном сне. Так что уж точно не ЕС в выигрыше», — считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
В разговоре с «Известиями» директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, тюрколог Владимир Аватков констатировал, что в ходе переговоров с европейскими лидерами турецкий премьер занимал очень жесткую позицию и многого добился: «Турция шантажирует Европу, пугая ее беженцами и Россией. Давутоглу говорил на саммите, что российские авиаудары привели к массовому бегству сирийцев. Это укладывается в европейские представления о России».
Аватков подчеркнул, что по итогам саммита Турция получила очень много: миллиарды евро и возобновление переговоров о вступлении в ЕС. «Ускорение вступления в ЕС повысит престиж Эрдогана внутри страны, ведь у многих турок, особенно светски настроенных, сохранились европейские амбиции. Вступление в ЕС также поставит крест на идее Большого Курдистана, поскольку турецкие курды не захотят оказаться вне Европы. Но даже если условия вступления в ЕС окажутся невыполнимыми, Турция все равно будет в выигрыше, так как Анкаре достанутся миллиарды евро», — считает Аватков.
Иной точки зрения придерживается Федор Лукьянов: «Турция не вступит в Европейский союз, рискну даже сказать слово «никогда». Это было понятно давно, миграционный кризис и нынешний тип отношений только усугубляют глубокое внутреннее нежелание ЕС принимать Турцию в свои ряды. Все разговоры на эту тему и туманные обещания со стороны Брюсселя — не более чем лукавство и политическая игра. Если не прятаться за политкорректными формулами, то членство в ЕС 80-миллионной мусульманской страны никто не может себе представить. Ну а формальные причины, почему это невозможно, найти всегда легко».
При этом в соответствии со вчерашними договоренностями Анкаре придется уделять больше внимания размещению беженцев на своей территории, что чревато сложностями. «В некоторых районах, например в крупных городах типа Измира, наплыв мигрантов уже вызывает сильное недовольство местного населения. Поэтому Турция продолжит добиваться создания в Сирии бесполетной зоны и буфера на границе, чтобы уменьшить приток беженцев на свою территорию», — добавил собеседник «Известий». Это согласуется с прописанными в проекте соглашения с ЕС планами по созданию в Сирии гуманитарных зон безопасности, однако попытки сделать это без согласования с правительством в Дамаске могут привести к официальному втягиванию Турции в конфликт.