Ушла из жизни одна из самых ярких балерин русской провинции
5 марта не стало Лидии Крупениной. Ей было 87 лет. Она могла бы стать звездой Большого театра, но, выбрав роль первой звезды советской провинции, не ошиблась.
Выдающаяся балерина Лидия Крупенина — лицо новосибирского балета, первая народная артистка из Сибири, одна из тех, благодаря кому Советский Союз в эпоху натянутых отношений с Западом еще раз доказывал превосходство на отдельных фронтах сферы искусств. Мол, куда вам тягаться с нами. Посмотрите, как наша провинция может. «Поразительно! Советская балерина в очередной раз показала высший уровень искусства даже в самых удаленных областях Советского Союза», — удивлялись зарубежные издания.
На самом деле Новосибирск был не самым провинциальным городом нашей родины, а Крупенина родилась в Москве. Прожила в столице 18 лет и даже блистала на сцене Большого с легендарной Суламифью Мессерер. В 1941 году танцевала амурчика в «Дон Кихоте». Тогда, глядя на Мессерер, исполняющую роль Китри, дала себе слово, что когда-нибудь на сцене Большого исполнит эту партию сама.
Она родилась в большой и небогатой семье. Училась на солистку, зная, что пробиться в Большой будет невероятно трудно. Солистов было много, постановок — мало. Считалось счастьем, если артисту удавалось быть занятым в одной-двух постановках в год. После окончания хореографического училища Крупениной сказали, что смогут взять ее только через год. В условиях ограниченных финансов ждать она не могла. И тогда близкая подруга посоветовала ей уехать из Москвы: «Здесь сложно вырасти, здесь у тебя не будет жизни. Будешь работать только для семьи. Подумай».
Она колебалась между Ригой и Горьким, куда ее приглашали ведущей балериной. В итоге выбрала Новосибирск. Купилась современным театром, построенным в 1945 году. И, как часто признавалась, не пожалела.
За несколько лет Крупенина стала ведущей солисткой. Партии, о которых мечтают балерины, станцевала в самом начале жизни на сцене. А в роли Китри в том самом «Дон Кихоте» действительно блистала в Большом во время гастролей новосибирского балета.
Провинция дала ей не только профессиональное, но и личное счастье. Одна из самых ярких ролей — Хозяйка Медной горы, которую она исполняла в паре с мужем, Юрием Гревцовым. Именно Крупенина ввела в моду в Новосибирске партнерствовать с мужем.
— Ну это же очень удобно, — отвечала она журналистам. — Вы только представьте. Просто кавалера вы не сможете попросить поработать в выходной или во внеурочное время. А мужа — пожалуйста.
Уже взрослой и немолодой женщиной она говорила, что одно из главных ее достижений на новосибирской сцене — это разрушение запрета на рождение детей для балерин.
— Раньше балерины никогда не рожали, им запрещали иметь детей. Но мы, москвички, приехавшие в Новосибирск, стали рожать. И я считаю, что это было правильно. Я стала по-другому танцевать. Более эмоционально, более выразительно, более мягко. Словно душа раскрылась.
Она не стеснялась говорить, что счастлива. И что счастье не дается за просто так: «В нашей профессии счастье приходит к тем, у кого есть сила воли».
Пожалуй, этот урок от выдающейся балерины справедлив и вне балетных стен.
Справка «Известий»
Лидия Ивановна Крупенина родилась в 1928 году в Москве. В 1947 году окончила Московское хореографическое училище при Большом театре. С 1947 по 1980 год работала балериной в НГАТОиБ. Партии: Нина («Маскарад»), Аврора («Спящая красавица»), Китри («Дон Кихот»), Ширин («Легенда о любви»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»). С 1973 по 1980 год — худрук Новосибирского хореографического училища. С 1980-го — педагог-репетитор.