«Кармен» на четырех экранах


Как утверждают меломаны, опера — не вполне театр. Это самостоятельная планета, пользующаяся театральной формой для визуализации звучащей вселенной. Опера может обойтись без театра. Доказательство — успешное существование концертных исполнений оперных партитур. Опера комфортно чувствует себя без декораций, костюмов и мизансцен. «Самой музыкой уже всё сказано».
Не согласиться с этим утверждением было решительно невозможно после концертного исполнения в московском Международном доме музыки одной из самых популярных в мировом репертуаре оперы — «Кармен» Жоржа Бизе. В проекте элементы театра на строгой академической концертной площадке всё же присутствовали — на четырех экранах, заслонивших циклопический орган Светлановского зала, мелькали узнаваемые образы трагедии Мериме, являвшиеся публике в виде фигурок театра теней, а квартет танцовщиков из петербургской Музкомедии привносил в действо определенную динамику. Но главным было совсем не это. Героиней вечера по праву оказалась музыка французского классика, исполненная темпераментно, ярко, пусть не всегда безупречно, но совершенно точно без тени равнодушия.
У оркестра столичного Театра Станиславского эта партитура не первый год «в пальцах» — оттого звучит уверенно и живо, без филигранной точности в деталях, но с оглушающим по откровенности драйвом. Это немало удивляет, поскольку часто заигранные партитуры («Кармен» идет беспрерывно в театре почти два десятка лет) исполняются довольно-таки формально — профессионально, но без энтузиазма.
У станиславцев не так. Их «Кармен» — огнедышащая, страстная, безудержно манящая. Темпераментная манера дирижирования маэстро Михаила Симоняна лишь подстегивает музыкантов: чувствуется общая увлеченность исполнением, что позволяет всего лишь концертной версии тривиального для Москвы названия — сегодня «Кармен» одновременно в репертуаре нескольких столичных театров — стать настоящим музыкальным событием. Нетеатральный хор (в проекте принимал участие Русский хор имени Свешникова) по броскости подачи материала не уступил инструментальному коллективу.
Превосходные хор и оркестр — основа любой оперы. Но без ярких протагонистов обойтись невозможно. Опера — прежде всего искусство вокала, желательно звездного. А для «Кармен», чьи мелодии давно разобраны на цитаты, это условие непременное: без квартета первоклассных солистов, а тем паче без заводной титульной героини такая опера не мыслима.
Редко когда Кармен оказывается идеальной. Хотя мировая история знает немало превосходных исполнительниц этой роли, всё же в голосе героини должна быть и тембровая красота, и сила, и страсть, но одновременно и благородство вокализации, изящество и разнообразие в нюансах. Кармен нельзя петь слишком по-оперному — уйдет естественность. Но при этом надо суметь решить чисто оперные задачи — пробить мощный оркестр, выдержать бешеный темп «Цыганской песни». Гореть, но не сгореть. Дебютирующая в России литовка Юстина Грингите легко справляется с этим комплексом. Ее сильное и тембрально богатое меццо, помноженное на совсем не прибалтийский темперамент, рождает незаурядную героиню.
Под стать ей и партнеры. Оглушающая мощь киевского тенора Дмитрия Попова, играючи берущего верхние ноты, делает Хозе персонажем, равновеликим Кармен. Признанная московская прима Вероника Джиоева, с невероятным по своим техническим возможностям голосом, как Микаэла убеждает — трогательная, но решительная конкурентка Кармен в борьбе за сердце дона Хозе. Аристократичный вокал прославленного мариинского баритона Юрия Лаптева уравновешивает экзальтированную пару главных любовников, привнося элементы гармонии в «душераздирающую» трагедию Бизе.