Иранцы поддержали курс президента страны Хасана Роухани
Прошедшие в Иране выборы в парламент и Совет экспертов показали, что граждане страны поддерживают умеренно-реформаторский курс развития Ирана и его президента Хасана Роухани. Избиратели одобрили его курс на сделку с Западом по иранской ядерной программе и успехи в решении экономических проблем.
Борьба за места в совете шла чрезвычайно острая. В сиюминутном плане от него мало что зависит. Но в долгосрочной перспективе — очень многое. Главная функция Совета экспертов состоит в выборе пожизненного руководителя и духовного лидера Исламской Республики Иран из своего состава. Нынешнему иранскому лидеру аятолле Али Хаменеи в настоящее время 76 лет. Совет избирается на 8 лет. Другими словами, каждый из членов этого органа власти автоматически становится потенциальным лидером нации в будущем. Поэтому от того, какое крыло получает в нем преимущество, зависит и то, представитель каких взглядов может стать потенциальным преемником аятоллы Хаменеи.
В практическом же плане более важны выборы в парламент — меджлис. Новый состав меджлиса во многом определит, насколько удастся нынешнему президенту Ирана умеренному реформатору-центристу Хасану Роухани выполнять свои предвыборные обещания.
Окончательные результаты выборов пока не объявлены, но уже ясно, что расстановка сил в 10-м созыве меджлиса всё же изменилась по сравнению с прошлым составом, избранным в 2012 году, когда более двух третей голосов достались консерваторам. В целом, как ожидается, новый состав меджлиса станет более умеренным. А это значит, что правительство президента Хасана Роухани получит больше шансов на поддержку своей внешнеполитической и экономической стратегии.
В ходе предвыборной кампании правительство Роухани и его сторонники сделали ставку на пропаганду своих успехов в примирении с Западом в вопросе иранской ядерной программы, которое открыло путь к снятию экономических санкций против Ирана. Теперь Хасан Роухани обещает в течение ближайших 5 лет обеспечить экономический рост в 8% в год и уже в следующем году инвестировать в экономику $133 млрд.
Обратили внимание избиратели и на то, что правительству удалось справиться с основными бедами экономического наследства, оставленного бывшим президентом Махмудом Ахмадинежадом. Удалось снизить инфляцию с 40% в 2013 году до 11% в 2015-м, остановить спад и выйти на положительные показатели экономического роста в 4% в 2015 году. И это с учетом того, что Ахмадинежад был в более выгодных условиях, когда цены на нефть были почти в 2,5 раза выше нынешних.
Результаты голосования показали, что граждане ожидают перемен к лучшему, особенно в социальной сфере. Они связывают перспективы роста инвестиций в экономику с массовым созданием новых рабочих мест и снижением безработицы. По официальным данным, она в настоящее время составляет примерно 12% трудоспособного населения, или 2,6 млн человек. Более половины из них — это молодые люди, выпускники высших учебных заведений.
В свете итогов выборов Иран продолжит путь на расширение двусторонних связей со странами Европы, а также в целом с ЕС. Отмена санкций и большая открытость мировому сообществу не означают, что в ближайшей перспективе мы увидим значительное сближение Ирана и США или попытки восстановить дипломатические отношения, прерванные Вашингтоном еще в апреле 1980 года. Но наверняка мы станем свидетелями расширения экономических связей, роста торгового оборота между этими двумя странами. Представители правительства Ирана уже неоднократно заявляли, что они не будут препятствовать приходу в страну американских технологий. Что же касается политических контактов, то начало им уже фактически положено как в ходе ядерных переговоров о будущем иранского мирного атома, так и на многосторонних переговорах по урегулированию в Сирии.
Сразу после своего избрания президент Роухани объявил внешнеполитическим приоритетом развитие двусторонних и многосторонних связей с соседними государствами Ближнего Востока и Центральной Азии. И, судя по всему, он не собирается отказываться от этой линии.
Можно ожидать, что с ростом потенциала Ирана будет расти и его влияние в регионе. Иран будет продолжать активно развивать отношения со странами Каспийского бассейна, рассчитывает на полноправное вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которой до отмены санкций Иран мог быть только в качестве наблюдателя.
Укрепление позиций Роухани скажется и на российско-иранских отношениях, которые за последние 2 года вышли на беспрецедентно высокий уровень. Президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Роухани находятся в постоянном контакте, только в прошлом году они встречались три раза. Как неоднократно заявляли иранские руководители, отношения между странами носят стратегический характер.
В следующем году в Иране пройдут уже президентские выборы. Если в течение предстоящего года граждане Ирана почувствуют на себе результаты роста экономики, привлечения иностранных инвестиций, занятости, то у нынешнего главы кабинета министров Хасана Роухани есть все шансы повторить успех 2013 года.
Корреспондент ТАСС в Тегеране Александр Левченко — специально для «Известий».