Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВМФ России и ВМС Мьянмы начали совместные военные учения «Марумекс-2025»
Происшествия
Пенсионерка пострадала в результате взрыва баллона с дихлофосом в Красноярском крае
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 13 ноября
Экономика
Массовые новостройки в Москве показали рекордный рост цен
Армия
Расчеты БПЛА сбросили листовки с призывом к сдаче ВСУ в плен
Спорт
ХК «Рейнджерс» обыграл «Тампу» в матче НХЛ со счетом 7:3
Общество
В России зафиксировали снижение цен на бензин
Мир
Трамп подписал законопроект о финансировании правительства США
Мир
Саламоне призвал судить Мелони за политику против России
Армия
Российский военнослужащий рассказал о сокращении боевиков ВСУ
Мир
Рубио прокомментировал возможную конфискацию замороженных активов России
Происшествия
Средства ПВО отразили БПЛА ВСУ над Ростовской областью
Армия
Военные группировки «Восток» рассказали об освобождении населенного пункта Новое
Общество
В аэропорту Геленджика введены временные ограничения на прием и выпуск ВС
Общество
Ученые нашли общие генетические корни психических и неврологических расстройств
Мир
Рубио заявил о возобновлении США испытаний ядерного потенциала
Мир
Страны G7 призвали к прекращению огня на Украине

Новый союзник Украины

Журналист Александр Чаленко — о том, что означают сделанные в Киеве заявления премьер-министра Турции
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В начале недели Киев посетил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Его визит показал, что Турция настроена и дальше придерживаться конфронтационной риторики в отношении России. Какие только обвинения из уст премьера ни прозвучали в адрес нашей страны. Вот лишь некоторые.

«Россия и другие террористические организации — прежде всего «Исламское государство» (запрещена в России. — «Известия») в Сирии — несут ответственность за многочисленные преступления против человечности». Или: «Варварские атаки на мирных жителей продолжаются в Сирии, и в этих атаках Россия ведет себя как любая террористическая группировка». А также: «Если Россия и дальше будет вести себя как террористическая организация и заставлять мирных жителей покидать свои дома, она натолкнется на наш решительный ответ».

Что на всё это ответить?

Конечно, у тех, для кого Турция — это ставшие родными пляжи в Анталье и тесные шумные базары в Стамбуле, есть искушение отмахнуться от всего от этого, сказав: «Не преувеличивайте опасность. Это реакция на заявление нашего МИДа, что они поддерживают террористов. Но это всего лишь риторика. Война рано или поздно в Сирии закончится, и всё войдет в прежнее мирное русло».

Однако не следует относиться к нынешнему повороту в российско-турецких отношениях легкомысленно. Есть опасность, что российско-турецкая конфронтация не закончится Сирией, но имеет шансы перерасти во что-то более глобальное. Естественно, «глобальное» в случае Турции будет ограничено рамками Ближнего Востока и стран Черноморского бассейна и тюркоязычными странами.

России надо обратить внимание на Черноморский бассейн, потому что Давутоглу в своих высказываниях в Киеве не обошел вниманием этот регион.

Цитирую: «Новая концепция российской политики — продолжение экспансионизма и агрессивности. Ситуация, начавшаяся с Абхазии, продолжается в Крыму. Сейчас есть три страны, территориальную целостность которых нарушила РФ: Грузия, Украина и Сирия».

Турецкий премьер не забыл об Азербайджане, который, по его словам, может стать следующей жертвой «российского экспансионизма». Давутоглу считает, что Москва в данном случае будет действовать не прямо, но через Армению.

В этих заявлениях Давутоглу можно рассмотреть возрождение прежней геополитической матрицы Османской империи — считать территории вокруг Черного моря зоной своих интересов.

Матрица Османской империи не была уничтожена: она была не востребована в результате разгрома турок в Первой мировой войне, внедрения Ататюрком западных реформ и турецкого национализма. На Черном море еще два столетия тому назад безраздельно господствовали турки, и самым главным их врагом и соперником вплоть до крушения османов была Россия. Между прочим, Новороссия 250 лет тому назад возникла именно в результате русско-турецких войн в Причерноморье.

Конечно, речи о воссоздании Османской империи в том или ином виде быть не может. Нынешние турецкие власти об этом даже не думают. Речь о другом — о том, что Турция Эрдогана может возложить на себя миссию покровителя и защитника стран, территории которых когда-то входили в состав империи османов.

Если Россия якобы угрожает национальной безопасности этих стран, миссия Турции — взять их под свою защиту. Ключевым союзником в бассейне Черного моря в деле борьбы с «российской экспансией» становится для Турции антироссийски настроенная Украина.

Причем Украина и экономически, и в военном плане слабее Турции. Поэтому это не равноправный союз — Анкара будет ведущей, а Украина ведомой. Такое распределение ролей вписывается в прежние турецко-украинские отношения сюзерена и вассала, в старую геополитическую матрицу Османской империи. Конечно, можно вспоминать картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и походы казаков Байды Вищневецкого на турецкий Синоп, но Богдан Хмельницкий был вассалом турецкого султана даже тогда, когда принял присягу на верность московскому царю, и не отказался от вассалитета даже после Переяславской рады.

Мало того, в XVII веке после Хмельницкого гетман Правобережной Малороссии Петр Дорошенко перешел в подданство к турецкому султану и города украинской Подолии можно было считать и турецкими городами, в том числе и город Винницу. А Винница ныне для Петра Порошенко — то, чем когда-то был Донецк для Рината Ахметова, то есть базовый регион.

Если в 1990-е и 2000-е Турция несильно интересовалась Украиной и Крымом (более того, турецкий президент не прилетал в 2008 году в Тбилиси, подобно президентам Украины, Польши и стран Прибалтики, чтобы поддержать Саакашвили во время войны 08.08.08), то сейчас положение кардинальным образом изменилось. Теперь Украину Турция будет воспринимать как территорию противостояния с Россией.

Турецкая внешняя политика в Причерноморье становится агрессивно антироссийской. Давутоглу заявил в Киеве, что Турция не считает Крым российским: «Для нас является фундаментальной ценностью территориальная целостность и независимость Украины, поэтому Крым мы воспринимаем как неотъемлемую часть Украины».

Против кого дружим — вопрос в Анкаре и Киеве решенный.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир