«Я лучше буду играть три матча в неделю, чем постоянно тренироваться»


Первое интервью после возвращения в основной состав команды оправившийся от перелома руки 33-летний капитан баскетбольного ЦСКА Виктор Хряпа дал корреспонденту «Известий».
— После шести туров топ-16 Евролиги целых семь команд группы F претендуют на выход в плей-офф. Вас это удивляет?
— Сезон действительно довольно необычный. Нам досталась очень тяжелая группа в топ-16. Такого сильного состава участников еще не было в моей практике. Пять-шесть команд не только достойны выхода в плей-офф, но и участия в «Финале четырех» Евролиги. Если сравнивать нашу группу с параллельной, наш состав в несколько раз сильнее. Каждая игре может преподнести сюрприз. «Бамберг» обыгрывает «Барселону», «Лабораль Кутча» — «Реал», мы проигрываем два матча из шести... Или вспомните уверенную победу «Жальгириса» над «Олимпиакосом».
— При этом ЦСКА очень легко обыграл литовский клуб на выезде...
— У команды из Каунаса проблемы с составом. Несколько ключевых игроков покинули «Жальгирис» по ходу сезона. Им нелегко, но я уверен, что они смогут одержать еще несколько побед в топ-16.
— В матче с «Жальгирисом» вы впервые после травмы вышли в стартовой пятерке. Это что-нибудь для вас значит?
— Для меня это не имеет значения. Самое главное — чтобы команда выступала без спадов на протяжении всей игры. Я рад, что у меня увеличилось игровое время и после травмы у меня есть шанс вновь помогать команде. Удобно ли играть в защитной повязке? Она не влияет на мою игру. Не испытываю неудобства.
— Многие эксперты считают, что «Химки» являются одним из фаворитов сезона в Евролиге. Согласны?
— Они показывают очень добротный баскетбол в этом сезоне, уверенно выступают на своей площадке. Швед поймал свою игру и приносит много пользы команде. «Химки» заслуженно являются одними из лидеров группы, и я совсем не удивлюсь, если они окажутся в «Финале четырех».
— А как насчет ЦСКА?
— Команда у нас не столь звездная, как в предыдущих сезонах. Мы не привлекаем к себе так много внимания, однако по силе не уступаем ни одной команде Евролиги. Да, сейчас у нас нет таких звезд, как Каун, Кириленко. Но сам уровень команды не упал. Наша сплоченность может помочь нам достойно выступить в нынешнем сезоне.
— Вместе со Шведом на титул MVP сезона в Евролиге претендует защитник ЦСКА Нандо Де Коло. Верите в его успех?
— Этот рейтинг строится достаточно своеобразно. Коэффициент полезности будет очень высоким, если ты будешь много забивать. Нандо действительно приносит львиную долю очков команды в этом сезоне и по праву борется за место лучшего игрока турнира. Будем следить за его статистикой и помогать ему.
— Как вы относитесь к изменению формата турнира? Евролига 2.0 предполагает два матча в неделю. С учетом выступления в Единой лиге ВТБ ЦСКА может проводить по три матча в неделю, практически как в НБА.
— Я положительно отношусь к увеличению количества игр. Основной прогресс баскетболиста происходит в официальных матчах — под давлением зрителей и соперников. Конечно, перелеты, частота игр — это большая физическая нагрузка. Но, на мой взгляд, это лучше, чем постоянные тренировки.
— Не думаете, что увеличение количества матчей в Евролиге снизит интерес зрителей к Единой лиге ВТБ, ведь средняя посещаемость игр турнира сейчас всего 1640 зрителей?
— Надеюсь, что нет. Единая лига имеет свою специфику, свой характер. С каждым годом на этот турнир приходит все больше и больше зрителей. Есть надежда, что матчи Единой лиги будут становиться всё более популярными.
— У вас есть ответ на вопрос, почему в России баскетбол не так популярен, как, например, в Литве, Израиле, Испании, Сербии, других европейских странах?
— Нет. Так же, как у меня нет ответа на вопрос: почему русские так любят футбол? Это определенно самый популярный вид спорта в стране. Я, честно говоря, этого не понимаю. Так же, как и у баскетбольных клубов, у футбольных практически нет удобных, современных стадионов. Если сравнивать достижения российских футболистов и баскетболистов, то преимущество очевидно в нашу пользу. Но не стоит опускать руки, нужно много работать и прививать любовь к баскетболу. У меня есть прекрасный пример из моей заокеанской карьеры. На матчи НБА родители приводят своих детей с юных лет. Таким образом, у человека с 5–6 лет появляется любовь к баскетболу. Это обеспечивает клубу преданных болельщиков на долгие годы. Все-таки сложно заставить человека полюбить баскетбол в зрелом возрасте. Эту любовь надо прививать с детства.
— Вы провели в НБА три полноценных сезона. Как оцениваете тот период?
— Положительно. Я пожил в другой стране, увидел, как строится большой бизнес, поиграл в прекрасных залах. За несколько лет я понял, что НБА — это не другая планета, как принято думать об этой лиге. Там играют не боги, а обычные люди, с которыми можно конкурировать. Большой минус — травма, которая не позволила мне показать себя на 100%. Плюс в НБА многое зависит от доверия тренера. Приведу пример со Шведом. За год он сменил три команды. Игрок всегда был в одной и той же форме, но его время кардинально менялось.
— Продолжаете следить за НБА?
— Мало слежу за результатами игр, но постоянно отслеживаю статистику наших ребят.
— Удивились отставке Дэвида Блатта?
— Увольнение Блатта вызвало у меня отрицательные эмоции. Все-таки команда шла на первом месте в конференции. Однако не стоит забывать, что НБА — это бизнес-лига. Как любят говорить американцы, «ничего личного — только бизнес». Руководство «Кливленда» посчитало, что их не устраивает Блатт, но не стало объяснять детали увольнения. Все комментарии были лаконичны и сдержанны. Никакой конкретики. Не думаю, что плохая игра Кевина Лава стала решающим фактором при расставании с Дэвидом. Желаю ему, чтобы он скорее нашел себе новый клуб в НБА. Он это заслужил.
— Поддерживаете своего бывшего партнера по ЦСКА Сашу Кауна, который практически лишен игровой практики в «Кливленде»?
— Саша, на мой взгляд, не нуждается в поддержке. Он знал, на что идет, и понимал, как непросто будет закрепиться в составе финалистов НБА. Его целью было не закрепиться в «Кливленде» и остаться там на долгие годы, а попробовать себя в лучшей лиге мира. Он находится в той среде, какую он для себя и предполагал.