«Сделай мне больно»

Британские ученые нашли способ вылечить редкую генетическую болезнь — нечувствительность к боли
«Сделай мне больно»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Британским ученым удалось найти препарат, который помогает вылечить редкий генетический недуг — нечувствительность к боли (CIP). Как сообщает Nature Communications, Джон Вуд из Университетского колледжа Лондона вместе с коллегами выявил, что препарат «Налоксон», который обычно применяют для лечения от наркозависимости, возвращает людям ощущение боли.

Всего в мире, как утверждают ученые, несколько сотен человек, рожденных с генетической мутацией, которая блокирует «ионные каналы» в болевых нервах (Nav 1.7). Именно эти каналы и ген отвечают за получение сигналов о физической боли и «передачу» информации об опасности к мозгу.

Выявить болезнь удалось лишь в середине 2000-х. Доктор Роланд Стауд (Roland Staud), профессор медицины и ревматолог из Университета штата Флорида тестировал генетический материал людей, которые не чувствовали боли, и обнаружил две мутации в их гене SCN9A. Этот ген, мутирующий особым образом, с одной стороны, приводит к возникновению очень сильных болезненных ощущений, а также к появлению хронического болевого синдрома. Другая мутация этого гена приводит к отсутствию болевых рефлексов, что значительно повышает вероятность травм, переломов и тяжелых ожогов. Связь между этим геном и интенсивностью боли была обнаружена в 2006 году учеными из Кембриджа.

В лаборатории Вуда ученые поначалу проводили эксперименты на мышах, у которых также отсутствовала чувствительность к боли. После удачно проведенных опытов на животных Вуд и его команда решили провести его на человеке.

Согласилась участвовать в эксперименте 39-летняя женщина, у которой с рождения был диагностирован CIP. Они ввели ей опиоидный блокатор «Налоксон», который обычно используется для лечения наркозависимых от героина. Исследователи обнаружили, что и у мышей, и у женщины появились способности чувствовать боль снова. «Налоксон» вернул ей чувствительность — что было подтверждено с помощью горячего лазерного луча. После эксперимента ученые сообщили, что женщина «наслаждалась» умеренными болезненными ощущениями от ожога, полученного от лазера.

По словам Джона Вуда, препарат, вероятно, блокирует работу опиоидных пептидов.

— После десятилетних испытаний лекарственных препаратов у нас теперь есть подтверждение того, что Nav 1.7 действительно является ключевым элементом в человеческой боли, — заявил Вуд в журнале Nature Communications.

— Мы подали заявку на патент для объединения малых доз опиоидов с блокаторами Nav 1.7. Это должно помочь людям, которые сталкиваются с редкими мутациями, и мы уже успешно протестировали данный подход на немодифицированных мышах, — сказал профессор.

Исследователи уверены, что смогут усовершенствовать препарат, сделав его более безопасным и доступным.