«Открытую Россию» просят внести в список нежелательных НКО
Лидер общественной организации «Защитим Россию», экс-сенатор от Брянской области Михаил Марченко направил обращение в Совет Федерации с просьбой включить в список нежелательных НКО движение «Открытая Россия» за то, что ее основатель Михаил Ходорковский сравнил Россию с ИГИЛ, усомнившись, на чьей стороне российские власти, — террористов или мирного населения. Об этом, как сообщает Михаил Марченко, Ходорковский написал на сайте общественной организации, пытаясь осмыслить роль мировых ценностей в развитии событий на Ближнем Востоке и в Европе.
— Если мы действительно, не декларативно хотим показать, что в России есть нежелательные организации, которые ведут антироссийскую пропаганду на нашей территории, оскорбляя своими заявлениями не только руководство страны, но и всех граждан РФ, то в ряду этих организаций должна быть «Открытая Россия», — заявил «Известиям» Михаил Марченко, предлагающий в своем обращении к сенаторам внимательно проанализировать заявления Михаила Ходорковского, а также публикации на сайте «Открытой России».
По его словам, особенно внимательно следует отнестись к публикации «Нельзя быть в общем строю, не разделяя общих ценностей», где Ходорковский, соболезнуя французкому народу после терактов, задается вопросом: «На чьей стороне на самом деле находится российская власть, заявляющая, что в Сирии она ведет борьбу с ИГИЛ?». «Ответ совсем не очевиден», — заявляет он, обвиняя Кремль в несовпадении действий и намерений.
По словам Михаила Марченко, на самом сайте «Открытой России» распространяются материалы, порочащие органы государственной власти, силовые структуры, а также прогосударственных общественных и политических деятелей.
Напомним, что в начале июля этого года Совет Федерации по инициативе комитета по международным делам составил список нежелательных НКО, в который было включено 12 организаций: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии (NED), Международный республиканский институт (IRI), Национальный демократический институт по международным вопросам (NDI), Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд «Образование для демократии» (FED), Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека. Эта инициатива нашла поддержку у МИД РФ, Минюста и Генпрокуратры, согласившихся совместно проработать механизмы запрета деятельности таких НКО в РФ.
В конце октября сенаторы с участием представителей ведомств в закрытом от СМИ режиме вновь обсудили свою работу над списком, заявив, что о ее результатах, а также целесообразности расширения списка они объявят в декабре. По данным «Известий», в список нежелательных НКО может быть включен еще целый ряд организаций.
— Если это предложение поступит в наш комитет, то оно будет рассмотрено. К нам сейчас поступают подобного рода обращения. Но тут мы должны действовать очень взвешенно, потому что в первую очередь при составлении стоп-листа речь идет об организациях с иностранным финансированием, создаваемых иностранными структурами. В случае «Открытой России» нужно юридически разбираться — речь идет о гражданах РФ, которые ведут себя сомнительным образом по отношению к нашей стране, или об иностранцах, — пояснил «Известиям» зампред комитета по международным делам СФ Андрей Климов.
По его словам, известно, что ранее «Открытая Россия» создавалась в России российскими гражданами, часть которых сейчас покинула страну, каковы источники финансирования этой организации, сегодня до конца не понятно.
— Наша Конституция не позволяет лишить Ходорковского гражданства, как это было в советское время, хотя сейчас это предлагает сделать в своей стране президент Франции. Кроме того, она гарантирует свободу слова, поэтому каждый гражданин волен говорить то, что хочет. Если он кого-то оскорбляет, клевещет или призывает к антигосударственной деятельности, то тогда есть основания для возбуждения уголовного или административного дела, — пояснил Андрей Климов.
Отметим, что весной этого года вопросом, почему эта организация не была включена в список НКО — иностранных агентов, у Минюста интересовался депутат Госдумы от «Единой России» Александр Сидякин. В своем запросе он обратил внимание, что в ведомственном реестре Минюста движение не зарегистрировано, «но в последнее время от его лица ведется активная деятельность по организации и проведению политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики». Единоросс утверждает, что есть все основания полагать, что «Открытая Россия» получает деньги из иностранных источников, но, так как у нее нет регистрации, Росфинмониторинг не может отследить эти средства.
Парламентарию в Минюсте был дан ответ, что сетевое движение «Отрытая Россия» регистрации не имеет, существует межрегиональная общественная организация «Открытая Россия», которая с 2012 года не получала зарубежного финансирования. Еще одна «Открытая Россия» существует в качестве фонда, основанного акционерами ЮКОСа, однако, как тогда пояснила пресс-секретарь Михаила Ходорковского Ольга Писпанен, найденные в списках «Открытые России» не связаны с работой одноименного движения.
— Михаил Ходорковский является давним противником Владимира Путина и его команды, поэтому он ведет постоянную работу, целью которой является захват власти в России. Он этого не скрывал и не скрывает, что собирается это сделать при поддержке США. В России у него осталось много скрытых союзников, в том числе в российской элите, во власти, в бизнесе, которые с легкостью пойдут по оппозиционному пути Михаила Касьянова или экс-советника президента Андрея Илларионова, — полагает глава Института политических исследований Сергей Марков, не исключающий, что именно поэтому «Открытой России» многое сходит с рук.
В то же время эксперт отмечает, что жесткая антикремлевская пропаганда со стороны Ходорковского ведется за пределами РФ, поэтому единственное, что можно сделать, — заблокировать их сайты.