Как только российские ВКС начали свою операцию в Сирии, я сразу сказал (уж простите за саморекламу), что там, в пустынях далекой ближневосточной страны должны присутствовать не только наши корреспонденты, но и представители мировых СМИ, которые мы так иной раз не любим ― CNN, Reuters, ABC и т. п.
Почему?
Потому что внешняя военная операция такого масштаба ― тем более антитеррористическая ― не должна освещаться только российскими корреспондентами. Американцы и европейцы просто обязаны были увидеть новую российскую военную мощь, которую они, по признанию авторитетного Института Брукингза, попросту проспали…
Когда осуществлялась американская «Буря в пустыне» в далеких 1990-х, «ответка» в Афганистане в 2002-м и уже никому не понятная военная операция в Ираке 2003-м под еще более непонятным названием «Шок и трепет» (придумают же!) ― там везде были американские, европейские (кстати, тогда не во всем согласные с действиями США) и российские «акулы пера»…
Сегодня бы их следовало бы назвать «планктоном пера», не иначе.
Если бы не наши ребята!
Смелые парни из LifeNews и центральных каналов, не снимая касок и броников, возможно даже, не приняв душа и не поцеловав любимых женщин, переместились в Сирию, снявшись по приказу редакций с позиций в Донбассе.
Мы знаем, как не любят корреспондентов на линии огня. Их берут в заложники, в них стреляют, на них объявляют охоту в их родной стране…
И всё же я вижу на экране те самые лица в Сирии, которые видел в Донбассе. Мои бесстрашные коллеги не просто с открытым забралом, но и с открытым лицом продолжают вещать с линии фронта. Вот тут ― наша пушка, вот тут ― блиндаж, вот тут… И тут ― бабах! С той стороны прилетел снаряд. Видео затемняется, потом откуда-то вылезает корреспондент и продолжает вещать.
Жив, курилка!
Военный корреспондент ― отдельная судьба, отдельный долг Родине, специфическая психика и карма.
Храни вас Бог! Надеюсь, о ваших семьях заботятся. Но я сегодня о другом.
Есть парни в «сушках», которые каждый божий день вылетают в желтое небо Сирии, доказывая, что Россия вернулась, что страна наша снова стала сверхдержавой ― по той простой причине, что она направляет свою силу на Ближнем Востоке, где и сталкиваются сегодня интересы «заинтересованных держав», как сказал об этом наш Верховный главнокомандующий на Валдае.
Пригласить корреспондентов мировых СМИ в места расположения наших парней было прекрасной идеей!
Вот тут прекрасно устроена палатка. Вот тут наша хлебопекарня. А вот… О Боже! Вот они, идут наши небесные воители к своим безотказным машинам, которые еще недавно американцы считали «прикованным к земле старьем»…
Я по долгу службы каждый день читаю американскую прессу. Когда московские корреспонденты Associated Press, Reuters и т.п. только прибыли на базу русских ВКС в Сирии и получили доступ к некоторым записям разведывательных самолетов, они были в восторге. Они почувствовали себя «внутри» очередной «Бури в пустыне». В этот раз ― русской.
Они думали, что и с точки зрения журналистики всё продуманно. В том числе цензура.
И поэтому они выложили в сеть фотографии наших парней. Нет, не летчиков. Летчики еще со времен холодной войны генетически помнят, что лица должны быть скрыты (шлемами с затемненными щитками, затылками и ладонями). Нет, в сети оказались лица обслуживающего персонала авиабазы.
Reuters показывает: вот человек с монголоидным лицом подвешивает бомбу на крыло разящей русской «птицы», вот человек со славянской внешностью заправляет горючим хищную небесную сталь…
Выглядит прекрасно и угрожающе. Мы давно такими не были. Мы вернулись. С нашими раскосыми лицами. Со славянскими профилями в ближневосточной пустыне. С «птичками», с бомбами, с нашими парнями…
Вот последних-то и стоило бы беречь в первую очередь.
И ИГИЛ, и всякие прочие экстремисты уже давно приговорили наших воинов. Их хакеры сидят сегодня перед экранами своих компьютеров и вычисляют их семьи, их детей, родных и близких.
Я и сам недавно, воспользовавшись сервисами «Яндекс» и Yahoo!, вычислил в Сети одного американского конгрессмена. Ну вот забыл, как зовут ― и со мной бывает… Мне передали фото по Bluetooth, и общедоступные поисковики распознали его лицо и рассказали мне, кто этот парень, кто его жена, мать, сыновья и дочь.
Но это я. Я ведь чайник, ламер…
Что уж говорить о представителях нового поколения! Тем более ― о так называемых «продвинутых»… А уж если эти самые «продвинутые» работают на «идейных» террористов ― по недомыслию, от злости «на жизнь такую» или еще как…
Как же можно было в таком случае выставить лица нашего обслуживающего персонала на всеобщее обозрение?! Тем более что даже наше Минобороны (видимо, следуя молодежному тренду) также выложило эти самые фото на своей официальной страничке в Facebook!
Это можно было бы объяснить ужасными вещами. Например, предательством. Или глупостью, что как будто еще хуже.
Однако можно представить всю эту историю и в позитивном свете ― мол, так было и задумано. Мы, мол, уже ждем здесь этих самых террористов в аэропортах и на вокзалах, мы знаем их имена, мы скрутим их тут, как только они появятся. Мы для этого и показывали лица там, чтобы схватить плохих парней здесь…
Думаю, ни то ни другое предположение не верно.
Россия только-только обретает себя заново в качестве сверхдержавы. Ей необходимо в связи с этим заново учиться демонстрировать свою силовую проекцию и на Ближнем Востоке, и в других регионах. А еще ― научиться взаимодействовать со СМИ, в том числе с глобальными и иной раз не слишком дружественными.
Надо научиться убеждать CNN, Sky, Fox, ABC, BBC, CNBC, SBS и т.п., что мы делаем правое дело. Но при этом не подставлять наших ребят и их семьи.
Поэтому «чартер» нашего МО в Латакию с журналистами на борту был одновременно и медийным прорывом, и тактической ошибкой.
Мы учимся заново быть альтернативным полюсом силы.
И пока мы учимся, всякое случается. Вот только семьи ребят надо взять под охрану.
Ведь именно так поступает сверхдержава.