Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Италию из России вернут 3,3 т кормов для домашних животных
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Мир
Кабмин Греции опроверг готовность передать Киеву систему ПВО
Мир
Главком ВС Норвегии удивился скорости совершенствования армии России
Общество
Аксенов призвал ужесточить миграционную политику в России
Мир
Сенатор США Скотт заявил о недоверии американцев администрации Байдена
Мир
Reuters узнало о подготовке США нового пакета военной помощи Украине на $1 млрд
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Интернет и технологии
Пользователи в ряде стран пожаловались на сбой в работе соцсети Х
Мир
Столтенберг заявил о неизбежности расходов стран НАТО на оружие Украине
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Экономика
Путин заявил об увеличении транзитных возможностей РФ благодаря развитию БАМа
Мир
Шойгу сообщил о нахождении до 33 тыс. военных НАТО около границ России
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Высшее образование cделают доступным для заключенных

Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин предложил правительству разработать концепцию дистанционного обучения заключенных
0
Высшее образование cделают доступным для заключенных
Фото: fsin.su
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Получение высшего образования в колонии — серьезный стимул к тому, чтобы вернуться к жизни в обществе уже в новом статусе и найти достойную работу. Однако лишь небольшое количество вузов готовы выдавать дипломы тем, кто сидит в колонии или тюрьме. Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин подготовил письмо в Министерство образования и науки РФ с предложением разработать концепцию обучения в российских исправительных учреждениях, в том числе детально описывающую механизмы получения высшего образования. В частности, предлагается рассмотреть возможность обучать заключенных за счет государства, а также создать условия для заработка в исправительном учреждении.  

Сегодня в российских тюрьмах законом предусмотрено обязательное получение основного общего образования лицами, не достигшими 30 лет. Полное общее образование получается в исправительном учреждении уже по желанию. Граждане без специальности имеют право на получение начального профессионального образования или прохождение профессиональной подготовки.  

C 2001 года были внесены поправки в статью 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Это положение не распространяется на тех, кто отбывает пожизненное заключение.      

Недоступное высшее

Член Общественной палаты, заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с ОНК Дмитрий Галочкин рассказал «Известиям», что на практике получение высшего образования в колониях вовсе нельзя назвать доступным. Дело в том, что специальные дистанционные программы по обучению в местах лишения свободы имеются у весьма ограниченного числа вузов, а за образование приходится платить родственникам заключенных.  

Эти проблемы недавно поднимались и на круглом столе в Общественной палате «Получение высшего образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».  

— Для того чтобы сделать эту работу более эффективной и системной, необходимо объединить усилия всех профильных структур, в первую очередь Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы исполнения наказаний. Должна быть четкая и согласованная государственная политика в виде концепции, изложенной на бумаге. И поскольку в основном здесь все упирается в вопросы экономики, необходимо детально проработать механизмы получения не только среднего и высшего профессионального образования в колониях, но и повышения квалификации. В том числе необходимо рассмотреть возможность обучения заключенных за счет государства, — отметил автор инициативы.  

Свободу за высшее образование  

Автор инициативы заявил, что, согласно статистике, стремление получить высшее образование благодатно сказывается на заключенных, а значит, вполне может стать одним из критериев для условно-досрочного освобождения, поскольку в разы увеличивается шанс получить на выходе их тюрьмы законопослушных граждан, риск рецидива у которых будет сведен к минимуму.  

— Заключенные, изъявляющие желание учиться, чаще задумываются о завтрашнем дне, лучше соблюдают режим. Они понимают, что, когда выдут на свободу, им нужно быть конкурентоспособными на рынке труда. Разумеется, исправительный процесс проходит значительно быстрее, — рассказывает общественник.  

Сегодня обучением заключенных в основном занимаются негосударственные вузы и делают это на платной основе. И одна из основных трудностей на пути к диплому о высшем образовании — отсутствие возможности заработать на обучение в тюрьме.  

— Сегодня требуется не только стремление заключенного учиться, но и деньги родственников. К сожалению, сейчас здесь работает лишь одна схема — когда заключенный получает финансовые средства «со свободы». Эти деньги идут на образование, на дополнительное питание и т.п. Хотелось бы, конечно, увидеть движение в другую сторону — чтобы люди в колонии могли зарабатывать, а значит, платить алименты, компенсировать причиненный ущерб, что, в свою очередь, может повлиять на условно-досрочное освобождение, — отметил Дмитрий Галочкин.  

Интернет без злоупотреблений  

Еще одно серьезное препятствие — организация процесса получения высшего образования. Здесь, по словам общественника, важно продумать механизм, чтобы интернет в колониях был системно защищен от злоупотреблений, то есть использовался исключительно в целях обучения, а не для общения с внешним миром.  

Общественник считает, что решить проблему комплексно поможет опыт вузов, в которых действуют программы дистанционного обучения для заключенных, поэтому их необходимо привлечь к работе над концепцией.  

— Если государство захочет решить эту задачу, оно это сделает, но для этого нужна концепция, раскрывающая необходимые подходы и рекомендации в этой сфере. Например, когда вуз закрепляется за конкретным исправительным учреждением. Возможно и какое-то перемещение заключенных, чтобы можно было подобрать группы по интересам. К сожалению, получение высшего образования упирается в том числе и в практику. В большинстве колоний нет возможности организовать этот процесс, — сказал Галочкин.  

Нагрузка на вузы

В числе российских вузов, где применяются подобные дистанционные образовательные технологии, — Российский финансово-экономический институт, Московский инженерно-физический институт, Международный восточноевропейский университет, Уральский институт социального образования и ряд других.  

По словам общественника, негосударственные общеобразовательные учреждения признали, что подобные программы для них — социальная нагрузка, поскольку они практически не приносят им прибыли.  

В начале нынешнего года заместитель министра образования Александр Климов заявлял о планах правительства создать в России специальный вуз для заключенных и достижении определенных договоренностей в этом вопросе со службой исполнения наказаний. Предполагалось, что в этом высшем учебном заведении они будут осваивать востребованные технические специальности. 

 Каждому заключенному — персональную программу обучения 

Ответственный секретарь комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки России по делам молодежи Евгений Борисов пояснил, что инициатива разработать такую концепцию возникла в том числе из многочисленных обращений вузов, которые стремятся обучать заключенных.  

— Безусловно, уже есть какой-то охват исправительных учреждений, но пока это очень небольшой процент от общего их числа. И остается вопрос по поводу качества образования, поскольку вузы, которые ранее обучали осужденных, использовали в основном заочные программы, что, естественно, не может гарантировать качество образования, так как нужны еще практическая составляющая и контакт с преподавателем, — отметил Евгений Борисов.  

По его словам, благодаря развитию технологий сейчас можно обучать дистанционно и в форме электронного образования, но для этого необходимо разработать критерии его качества, привлекая к этому в том числе представителей ректорского сообщества и психологов из исправительных учреждений.  

— При разработке персональных образовательных программ необходимо учитывать психологический портрет каждого осужденного, уровень его умственного развития и подготовленности к обучению, чтобы оно приводило к исправлению и ресоциализации. Также нужно повышать лояльность и работодателей и общества в целом — показывать, что эти люди могут вполне успешно реабилитироваться и возмещать ущерб, который они принесли государству и обществу, — добавил Евгений Борисов.  

Комментарии
Прямой эфир