Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В The Times сообщили о планах Британии создать внутреннюю гвардию из добровольцев
Мир
В сербской Нише по инициативе Вучича прошел митинг
Общество
В Москве экс-главу Binance в СНГ заключили под стражу
Спорт
ФК «Балтика» стал победителем Первой лиги впервые за 30 лет
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 18 мая
Армия
Боец ВС РФ рассказал о рукопашной схватке с боевиком ВСУ в Александрополе в ДНР
Мир
ЦАХАЛ сообщила о запуске ракеты из Йемена в сторону Израиля
Армия
Сержант Черновалов восстановил работу ретранслятора под артиллерийским обстрелом ВСУ
Происшествия
В Орле сотрудники МЧС спасли из пожара в девятиэтажном доме 11 человек
Мир
Главы МИД Турции и Ирана обсудили переговоры по ядерной программе
Общество
Путин поручил разработать меры по введению запрета на пластик на Байкале
Мир
Мирошник допустил обсуждение прекращения огня на следующих переговорах по Украине
Мир
Рубио назвал результативными переговоры России и Украины в Стамбуле
Общество
В Санкт-Петербурге задержали блогера Владоса Мироса
Спорт
Фигуристы Степанова и Букин попросили президента МОК объяснить их недопуск к ОИ
Мир
В Финляндии при столкновении двух вертолетов погибли пять человек
Мир
Полиция Лондона арестовала второго подозреваемого в поджогах домов Стармера

Он ушел в кусты

Журналист Максим Соколов — о пользе и вреде науки урбанистики для Москвы
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В годы максимального расцвета марксистско-ленинского образования экзаменуемым предписывалось отвечать четкими оригинальными формулами, не допуская перифраз. Например, на вопрос, какую позицию занял Г.В. Плеханов во время первой русской революции 1905 года, следовало отвечать: «Он ушел в кусты». Эквивалентный по смыслу ответ «Он занял малодушную, оппортунистическую позицию» оценивался гораздо ниже.

Наверное, у марксистов-ленинцев было какое-то особо сильное чувство слова. Сейчас, задумываясь над тем, как лучше передать ситуацию, сложившуюся в Москве с платными парковками и ведущим специалистом по автотрафику М.Я. Блинкину, невозможно найти ничего лучше чеканной формулы «Он ушел в кусты».

Сегодня, когда территории платных парковок растут на глазах с чрезвычайной быстротой, а территории бесплатных парковок сокращаются, как шагреневая кожа, и это начинает вызывать беспокойство даже у тех, кто изначально приветствовал введение платной парковки — но ограниченной центром, нарекания выплескиваются на поверхность, но персональным адресатом этих нареканий выступает лишь заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры М.С. Ликсутов.

Разумеется, когда речь идет о мерах, которыми не все довольны, то светлый образ М.С. Ликсутова как будто специально придуман. Тут и принадлежность к высшему московскому чиновничеству, тут и все характеристические черты так любимого в народе эффективного менеджера, тут и страшное богачество, «у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает» — всё, что нужно для того, чтобы прослыть утеснителем народа. Хотя бы мероприятия М.С. Ликсутова были самыми что ни на есть благодетельными и к тому же неизбежными. «Народ, таинственно спасаемый тобою, // Ругался над твоей священной сединою etc.».

Справедливость, однако, требует отметить, что в деле таинственного спасения жителей столицы от автомобильного коллапса приоритет принадлежит проф. М.Я. Блинкину, весь многолетний послужной список которого говорит о постоянстве ученых интересов: «С 1992 года работает в независимой транспортной лаборатории, преобразованной в 2003 году в Научно-исследовательский институт транспорта и дорожного хозяйства. В 2011 году приглашен в НИУ ВШЭ на должность директора вновь организованного Института экономики транспорта и транспортной политики. Занимался научными разработками в области транспортной политики, экономических и институциональных проблем дорожного хозяйства, городского транспортного планирования, безопасности дорожного движения. Автор многочисленных статей и интервью по проблемам транспорта, транспортной ситуации в мегаполисах, развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Один из самых публикуемых и цитируемых российских экспертов-транспортников. Участник множества телепередач, приглашенный эксперт в информационных и аналитических программах телевидения».

Действительно, заслуги М.Я. Блинкина в деле пропаганды урбанистики россиянам и в особенности москвичам трудно переоценить. При советской власти проблемы урбанистики так уж остро не стояли, в послесоветский период они начали переть, как на дрожжах, однако в Москве при Лужкове все вопросы городского хозяйства решались посредством страстно любимой тогдашним мэром передовой науки волюнтаристики, то есть «не моги нраву моему препятствовать». М.Я. Блинкин же и при Ю.М. Лужкове, и в особенности после разжалования Ю.М. Лужкова не уставал внушать публике ту истину, что у городского (в частности — транспортного) хозяйства есть свои законы, их же не перейдешь, но надо их познать и разумно использовать.

В частности, он призывал понять: «Наши мегаполисы, особенно Москва, обречены на ограничение автомобильной мобильности. Мы должны осознать, что машины в городе в нынешнем количестве просто не помещаются. Чтобы этого добиться, нужно в первую очередь повысить цену владения… автомобилем в городе. Цена владения — плата за ночное хранение, за дневную парковку, экологические сборы и т.д. — управляет нашим транспортным поведением… Московские цифры смехотворны. Совокупные платежи столичных автовладельцев по трем позициям: акциз в цене бензина, транспортный налог и парковочные сборы — покрывают 25% расходов московского правительства на строительство и содержание улично-дорожной сети. Автомобилисты — одна из двух наиболее дотируемых категорий московских жителей наряду с пенсионерами. Такого нет ни в одной стране».

Если отлить это в граните, будет доходчивый лозунг Анти-Бендера — «Автомобиль не средство передвижения, а роскошь». А за роскошь положено платить, и платить много.

Парадоксальность нынешнего положения дел в том, что покуда профессор годами призывал сделать автомобиль в мегаполисе роскошью, публика ничего не имела против — скорее восхищалась смелым экспертом, стоящим на гребне самых передовых западных учений. Например, учение о том, что скоро внутренний фискальный счетчик будет подсчитывать каждый метр, проделанный автомобилем, и выставлять владельцу счет.

Когда же М.С. Ликсутов в достаточно слабой и умеренной степени реализовал некоторые из принципов М.Я. Блинкина, публика словно взбесилась и стала наперебой объявлять Ликсутова кровососом и мироедом. Вроде как добрый дедушка Ленин и верный продолжатель его дела, кровавый изверг Сталин — и всё это в одной голове.

Так что синяки и шишки получает верный продолжатель Ликсутов, а добрый дедушка Блинкин ушел в кусты и теперь анализирует более безопасные предметы — например, ошибки, допущенные при формировании авиапарка прогоревшей «Трансаэро». Должно быть, в этом и есть рецепт реформирования по-российски. Всемирноученый профессор давно ушел в кусты и вроде как ни при чем, эффективный менеджер — что с него взять, он вроде как тоже ни при чем, а в итоге все довольны, все овладевают самой передовой в мире практикой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир